Работать ради горящих детских глаз

8

НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА ШАБАЛИНА УВЕРЕНА, ЧТО БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ‒ ЭТО ТРЕБОВАТЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, С СЕБЯ

Каждый учитель – настоящий волшебник. Научить 30 детей чему-то новому, когда они не особо этого хотят, каждый день быть готовым ответить на сто тысяч «почему», стойко выдержать несколько перемен подряд – всё это под силу только человеку с суперспособностями. 

В один из самых важных и светлых праздников октября – День учителя ‒ хочется рассказать об одной из волшебниц нашего города, учителе английского языка школы №13 Наталье Алексеевне Шабалиной, которая больше 30 лет своей жизни посвятила работе с детьми.

 

НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОВЛИЯЛИ МУШКЕТЁРЫ

«Я с детства любила играть в школу, писала какие-то карточки для кукол и, можно сказать, что уже тогда видела себя в роли учителя. В 5 классе мы начали изучать иностранный язык. В то время существовала практика: класс делили на две группы, стараясь примерно одинаково распределись сильных учеников и тех, кто послабее, и одна группа учила английский язык, а вторая – французский (в нашей школе вторым иностранным языком был французский). Конечно, при делении наше мнение никто не учитывал. А я хотела учить только французский язык, даже готовилась устроить истерику, если меня запишут в английскую группу. В четвёртом классе я прочитала «Три мушкетёра» ‒ всё, это была любовь. Франция, французский – ни о чём другом и слышать не хотела. На моё счастье, меня сразу записали в нужную группу. И после окончания школы выбор будущей профессии передо мной не стоял, однозначно французский, но изначально хотела стать переводчиком. Я даже подавала документы на переводческий факультет в Горький (сейчас Нижний Новгород) и в институт международных отношений в Москве. В Горьком мне отказали (по условиям принимали только мальчиков), в Москву меня брали, но я сама испугалась большого города, представила, как буду там одна без мамы (я была домашним ребёнком), и не поехала. В Самаре переводческих факультетов на французском не было, поэтому решила поступать в педагогический. Благодаря знаниям, которые вложила в меня учитель французского языка школы №10 города Новокуйбышевска Алла Васильевна Рябинина, поступила я без проблем. Строгая, требовательная, справедливая, самодостаточная – она тоже повлияла на мой выбор будущей профессии. Я всегда восхищалась ей и очень уважала. Преподаватели института были очень удивлены, что девочка из обычной школы, без спецподготовки, умеет не только читать и переводить, но и разбирается в лексике и грамматике», ‒ начала свой рассказ Наталья Алексеевна. 

После окончания школы у нашей сегодняшней героини началась новая жизнь, она не только стала студенткой самарского вуза, но и вместе с семьёй переехала в Чапаевск. «Здесь жили все наши родственники, поэтому родители приняли решение перебраться именно сюда», ‒ вспоминает учитель.

 

НЕ ЖДУ БЛАГОДАРНОСТИ, ПРОСТО РАБОТАЮ

«С третьего курса вторым иностранным языком мы стали изучать английский, поэтому в дипломе у меня написано: преподаватель французского и английского языка. После окончания института я пришла работать в Чапаевск в школу №13, важным критерием при выборе школы стало то, что здесь преподавали французский язык. Меня взяли учителем и французского и английского языка. Уроки шли вперемешку, порой доходило до смешного, передо мной группа «французов», я им говорю: «Ситдаун», а они стоят. Я им ещё раз: «Ситдаун!» ‒ они стоят. Я не понимаю, что происходит – бунт?! Пока кто-то робко не произносит: «Наталья Алексеевна, что Вы от нас хотите? Мы на французский пришли». 

Помню, как однажды после работы мы шли с подругой из школы, она была местная, и с ней все здоровались, а я никого здесь не знала. Тогда я подумала, что когда-нибудь я так же буду идти из школы и здороваться со всеми. Так и произошло. Вот уже 31 год я работаю в одной и той же школе, у меня много учеников, выпускников. После работы я иду домой и со всеми здороваюсь. Ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя, печалит лишь то, что с реформой образования  французский язык постепенно исчез из нашей жизни, и в школах остался только английский.

За годы работы в школе я поняла, что учитель – это не та профессия, где стоит ждать похвалы и благодарности. Сказали «Спасибо!» ‒ хорошо, не сказали – ничего страшного. Самая лучшая награда учителя – это горящие глаза детей на уроках и достойные выпускники. Приятно, конечно, когда уже взрослые, они приходят, благодарят, рассказывают, как легко было учиться дальше, потому что получили хорошие знания. В нашей профессии нельзя лукавить, дети очень чувствительны ко лжи. И если ты требуешь чего-то от своих учеников, то сам должен соответствовать. Как я могу учить детей уважать взрослых, если сама буду скандалить с коллегами и руководством? Учитель должен быть примером во всём, поэтому предъявляя жёсткие требования к своим ученикам, я, в первую очередь, спрашиваю с себя, ведь ошибок нам не прощают. Без любви к детям, к своему предмету нельзя работать учителем, просто не получится. Мне особенно приятно, когда мои выпускники становятся преподавателями иностранного языка, пусть не все они работают в школе, кто-то открывает своё дело – преподаёт английский частным образом, но они всё равно остаются в профессии. Быть учителем – это призвание», ‒ продолжила Наталья Алексеевна.

Случайное объявление