Быть своим в «праворуком» мире

4

В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗДРАВИТЬ РОДСТВЕННИКОВ И ЗНАКОМЫХ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ЛЕВОЙ РУКОЙ, С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ЛЕВШИ

Да, и такой неофициальный праздник есть в нашем календаре 13 августа. Несколько лет назад большинство людей на планете были правшами, так как левшей насильственно переучивали. Но учёные доказали, что подобные действия отрицательно сказываются на психике и физическом состоянии таких детей, поэтому в современном мире считается вариантом нормы, когда у человека преобладающая рука ‒ левая. Левшей сегодня насчитывается примерно 15% населения Земли, то есть это каждый седьмой человек. Оказывается, от того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и взаимодействуете с ним. В причинах леворукости и особенностях левшей будем разбираться с педагогом-психологом ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» г. Самары Вероникой Анатольевной Фёдоровой.

 

ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ

К левшам общество всегда относилось неоднозначно. Древние греки считали их особой кастой, приближённой к богам, в средневековой Европе их сжигали на кострах как посланников дьявола, в советское время их просто переучивали. Сейчас леворукость считается природной особенностью, а не отклонением от нормы. В результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что связано с разной активностью полушарий головного мозга. Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребёнка, происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путём.

То, что человек имеет ведущей левую руку, указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, интуицию, мгновенное восприятие образа, воображение, пространственную ориентацию, музыкальность, многопоточное мышление. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, обучение, приём, анализ, обработку и запоминание поступающих данных. А значит, правши ‒ прирождённые бухгалтеры, менеджеры и солдаты, а левши ‒ писатели, художники, музыканты, поэты…

 

ПРИЧИНЫ ЛЕВОРУКОСТИ

Можно выделить три основные причины леворукости у детей. Во-первых, генетическая предрасположенность. Да, именно наследственность является главной причиной леворукости ‒ в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью. Вторая возможная причина ‒ поражение левого полушария. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребёнок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. У таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.

Бывает, что левшой ребёнок становится из-за травмы или подражания другим детям. В этом случае речь ведём о вынужденной леворукости. Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Леворукому ребёнку адаптироваться в мире, где всё организовано для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким одноклассникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей. Страдает фонематический слух, восприятие пространства, ориентирование во времени, контроль над психической деятельностью. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.

Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая. Также не стоит удивляться, что ребёнок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении. Выстраивать словесные ряды и изображения леворуким детям намного сложнее традиционным способом, поэтому нужных результатов они достигают обходным путём. А значит, со временем левшам всё проще изобретать новые способы овладения миром правшей. 

С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одарёнными, они лучше сверстников лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость. Преобладают такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но в то же время они способны в будущем зарабатывать больше своих праворуких коллег. Как уже сказано, среди левшей много художников, музыкантов, актёров, спортсменов и деятелей искусств.

 

ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ

То, что леворукие люди отличаются от праворуких ‒ факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определённые задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности своих леворуких детей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребёнок в будущем сможет добиться высоких результатов во всём!

Случайное объявление