Как научить ребёнка слышать и понимать себя

9

МОЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ, УМЕТЬ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, НО БЫТЬ ПРИ ЭТОМ АБСОЛЮТНО ГЛУХИМ К СОБСТВЕННОМУ ВНУТРЕННЕМУ ГОЛОСУ 

Среди взрослых мало людей, которые по-настоящему счастливы. У многих из нас есть внутренняя неудовлетворённость своей жизнью, мы много страдаем и мало радуемся, нам трудно найти себя, понять свои истинные желания, призвание и смыслы. У нас много страхов, неуверенность в себе, зачастую мы не умеем выражать чувства, принимать и понимать себя. Оказывается, корни этих проблем находятся в нашем детстве. Чтобы наши дети стали счастливыми в будущем, нам, взрослым, нужно позаботиться об этом как можно раньше. 

APNQ46vH_MoКак научить своих детей быть в гармонии с собой, знает педагог-психолог Комплексного центра социального обслуживания населения Альбина Юрьевна Мингалеева.

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Детство ‒ золотая пора, когда искреннее самовыражение малышей вызывает радость и внимание окружающих. Так происходит, если взрослые одобряют свободу самовыражения ребёнка. Но бывает и другой родительский посыл, формирующий установки, которые не позволяют ребёнку вести себя естественно. Родитель, из-за собственных ограничений, постоянно испытывает раздражение или страх, когда ребёнок ведёт себя не так, как другие. Родительские замечания по этому поводу делают ребёнка замкнутым, он, чтобы не потерять любовь родственников, отказывается от возможности вести себя естественно. Ребёнок теряет контакт с собой, у него возникают мысли, которые сказываются на принятии решений. 

Зачастую родители предлагают ребёнку готовый вариант, отказаться от которого практически невозможно, потому что родители знают, как «правильно». А когда речь идёт о давлении, внушении со стороны родителя, детям сложно отстоять право на собственное мнение. Родители через угрозы и «навязывание» ведут ребёнка по «правильной» дороге. Такой путь исключает получение опыта, благодаря которому человек взрослеет и учится брать ответственность за свою жизнь. При воспитании важно научить ребёнка слушать себя, развивать чувственное познание и осознанность в каждом возрасте. Но начинать учить ребёнка слушать себя нужно как можно раньше. Ведь чем старше ребёнок, тем труднее это сделать. 

 

КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Одно из важных правил, которому должны научиться родители, это задавать ребёнку вопросы, внимательно выслушивать его ответ и самое главное ‒ принимать ответы. Если вы не готовы принять любой ответ ребёнка, то задавать ребёнку этот вопрос нельзя. То есть, задавая вопросы «Ты пойдёшь обедать?», «Пойдём мыть руки?», «Ты хочешь идти домой или нет?», «Давай наденем тебе шапочку?», готовьтесь получить ответ, который может вас не устроить. Иначе не задавайте ребёнку такие вопросы. Какие вопросы можно задавать? В первую очередь, это вопросы выбора предпочтений. К примеру: «Какие сандалики тебе купить: жёлтые или зелёные?», «Ты будешь суп со сметаной или без?», «Что ты хочешь взять на прогулку: мяч или мелки?», «Что ты хочешь сейчас, порисовать или поиграть в настольную игру?»

Маленький ребёнок не может в силу возраста определять свой режим дня, не может отвечать за своё здоровье, не может распоряжаться семейным бюджетом. Но предоставьте ему максимум свободы в выборе, где он уже может выбирать. Так он научится понимать, что ему нравится больше, научится понимать себя.

 

НЕ ОТРИЦАТЬ ЧУВСТВА

Следующее правило ‒ никогда не отрицайте чувства ребёнка, не говорите ему фразы типа «Да не больно тебе совсем», «Нечего тут расстраиваться», «Ничего страшного», «Да всё же в порядке», «Хватит плакать». Учитесь сами распознавать эмоции и чувства. Сначала, конечно, свои, а потом и своего малыша. Тогда вы сможете научить и ребёнка распознавать свои чувства. Не бойтесь чувств и эмоций. Не бойтесь слёз, не бойтесь злости, не бойтесь всех тех чувств, что не удобны сейчас, которые могут быть неприятны вам. Они есть, их нужно осознать, принять и прожить ‒ только так они найдут выход. Только так ребёнок научится их выражать приемлемым образом. Только так ребёнок сможет управлять собой. Только так ребёнок будет понимать себя. 

Дети, умеющие понять свои эмоции, здоровее физически, лучше учатся в школе и успешнее ладят с друзьями. Если не развивать эмоциональные способности, человеку во взрослой жизни будет сложно оценить различные ситуации и принять верное для себя решение. Таким людям тяжело отказаться от «хочу» в пользу «надо». Тем, кто с детства не научился контролировать свои эмоции и управлять ими, тяжело заниматься рутинной, однообразной работой, они не умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, часто выплескивают негатив и агрессию на окружающих. Могут возникнуть проблемы с выражением собственных желаний, с окружающими будет сложно найти общий язык.

 

РАЗВИВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Также очень важно, чтобы родитель был опорой и поддержкой ребёнка, а не направляющим, не ведущим. Ребёнок никогда не увидит своих возможностей, если взрослый его будет вести за собой. Идите следом за ребёнком. Растите в нём самостоятельность. Тогда он будет развиваться свободно и легко, и всегда будет знать, что его тыл прикрыт надёжными и сильными родителями. Он будет знать, что может пробовать всё, потому что ошибиться не страшно. Он будет идти вперёд, зная, что его поддержат. Будет знать не только ваше мнение, но и своё собственное, будет знать, кто он и на что способен.

Вспомните, как ребёнок учился ходить. Он шёл вперёд, а вы шли следом, всегда готовые его подхватить. Так должно быть во всём. Ребёнок учится рисовать, а вы где-то рядом. Если у него не получится что-то, вы всегда сможете его поддержать, посочувствовать. И тогда он снова возьмёт в руки кисть.

 

НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ещё одно важное правило ‒ никогда не ограничивайте круг интересов ребёнка, его возможности и его способности! Забудьте фразы «У тебя не получится», «У тебя нет к этому способностей», «Этим не заработаешь», «Это не для мальчиков/девочек»… Пусть пробует, пусть ищет свой путь. Если он пойдёт по проверенному вами пути, то никогда не отыщет свой. А эти фразы лишь заложат в нем неправильные установки и убеждения. Ошибки и поражения всё равно неизбежны. Не нужно ругать или стыдить этим ребёнка. Не нужно говорить: «Ну я же тебе говорила!» Просто будьте рядом, как опора, на которую можно опереться, а не как критик, который только читает нотации и учит жизни. Важно, чтобы ребёнок знал, что неудача, ошибка ‒ это не конец, что можно пробовать снова и снова учиться или искать иные пути. 

Не требуйте от ребёнка реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленных вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ему быть самим собой ‒ со своими недостатками, слабостями и достоинствами. С вашей поддержкой и помощью перед ним открыт весь мир!

Случайное объявление