БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВЯХ ПРОДОЛЖАЮТСЯ, А ПРИХОЖАНАМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ МОЛИТЬСЯ ДОМА
Коронавирус, несомненно, коснулся всех сфер жизни, духовная сторона – не исключение. Православные горожане интересуются, как им провести предстоящие церковные праздники в связи с рекомендованной самоизоляцией. С этим и другими вопросами мы обратились к настоятелю храма Сергия Радонежского протоиерею Сергию Ворожейкину.
‒ Отец Сергий, мысли многих горожан будоражит сейчас беда под названием «коронавирус», охватившая весь мир и, к сожалению, не миновавшая Россию. Хочется на эту злободневную тему услышать мнение священнослужителя.
‒ Время действительно сейчас непростое, когда Господь попускает человечеству испытания. В том числе пандемия, вызванная новым коронавирусом, ‒ есть некое испытание для людей. И это должно подтолкнуть людей к изменению своей жизни. Соблюдение санитарных норм – это лишь небольшая часть серьёзного, большого духовного процесса, к которому мы сейчас призываемся. Конечно, для меня как священнослужителя гораздо важнее санитарные нормы души человека. Мы призываемся Богом для того, чтобы стать чище – не только телесно, но прежде всего духовно.
‒ С приходом этой беды как изменилась жизнь нашей церкви?
‒ Жизнь церкви подверглась существенным изменениям. Мы «лишились» большинства прихожан, богослужения проходят сейчас при минимальном скоплении людей. Недавно мы получили постановление главного государственного санитарного врача по Самарской области Светланы Валерьевны Архиповой о том, чтобы минимизировать присутствие людей в храмах. Хотя до этого постановления картина была такой фактически. Сейчас мы знакомим прихожан с постановлением нашего Святейшего Патриарха Кирилла, заявлением Священного Синода, которые, вслед за государственной властью и санитарными врачами, призывают людей молиться дома.
‒ В церкви богослужения проходят в эти дни?
– Да, но почти в закрытом режиме, когда присутствуют священнослужители и лица, обеспечивающие богослужение. Мы продолжаем совершать богослужения согласно церковному Уставу и не закрываем храмы для верующих.
‒ Горожане интересуются, как пройдут важные церковные праздники. Приближается Святая Пасха. Как провести её в сложившихся условиях?
‒ Мы призываем прихожан провести праздники дома. На сайте Московской патриархии сейчас даже можно ознакомиться с правилами освящения куличей в домашних условиях. На праздники мы рекомендуем оставаться дома. Конечно, никто не запрещает человеку прийти в храм, оставить записочку о здравии, за упокой, но власти и священнослужители призывают проявлять благоразумие ‒ необходимо соблюдать социальную дистанцию при посещении храма и всячески избегать массовости собраний.
‒ Есть в этом и положительный момент – люди наконец на Пасху не пойдут на кладбище.
‒ Решение властей максимально ограничить доступ горожан на кладбище для нас, несомненно, положительный момент в том плане, что Святая Пасха – это праздник радости, победы над смертью. Привычка ходить на кладбище в этот день была сформирована в советское время, когда храмы были закрыты и посещение кладбищ выражало религиозность чувств. Сейчас такой необходимости нет, идти на кладбище на праздник Пасхи – это не совсем благое дело, для этого есть Радоница, когда после недели торжества церковь благословляет посещение кладбищ и молитвы за усопших.
‒ Как провести Пасху дома?
‒ Патриархия призывает к так называемому пасхальному окну. То есть в полночь верующие могут в своих окнах зажечь свечки, проявить такую соборность. В храмах богослужения, конечно, состоятся. Можно поучаствовать в прямой трансляции богослужения и духовно приобщиться к торжеству, которое будет совершаться в храме, и также испытать пасхальную радость.
‒ Отец Сергий, чего хочется пожелать жителям Чапаевска?
‒ В связи с наступающими праздниками, Пасхой, жителям хочется пожелать сформировать в своей душе ликование о Христе Воскресшем с твёрдым упованием и надеждой на то, что Бог с нами, что Господь нас не оставит Своей милостью, и все угрозы пройдут мимо нас, не нарушив наш уклад жизни, в том числе духовный уклад. Всем желаю радости, терпения, молитвы и упования на милость Божию.