И Лев Мохначев не вернулся из боя

5

Лев Петрович Мохначев, некогда проживавший на улице Чапаева, ушёл добровольцем на фронт, останки его среди тысяч других нашли спустя 17 лет после гибели благодаря находке ‒ медальону и записке, сохранившимся в поясном ремне на Сопке Героев под ящиком из-под снарядов…  

VJV_1jc1G30

В рамках совместного проекта с краеведческим музеем на страницах нашей газеты мы знакомим читателей с музейными экспонатами. В Год памяти и славы, в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы познакомим читателей с историей жизни и подвига жителя Чапаевска, который добровольно ушёл на фронт и пал смертью героя, защищая Родину. В краеведческом музее хранятся письма Льва Петровича Мохначева родственникам, биография, написанная его отцом, и одна фотокарточка, которую также можно увидеть в музее на стенде «Вечная слава труженикам завода химических удобрений, погибшим в борьбе за свободу и независимость Родины».

 

ДОБРОВОЛЬЦЕМ НА ФРОНТ

Лев родился 24 декабря 1923 года. Окончил семилетку и в свои неполные семнадцать, в июле 1940 года, устроился на завод учеником в электроцех, через полгода получил разряд электрика. Началась война, в ноябре 1941 года Лёва в числе пяти комсомольцев отправился на курсы инструкторов «истребителей танков» в училище в город Инзу. По окончании курсов вместе с двумя друзьями-чапаевцами решил пойти на фронт добровольцем. Но родителям о своём решении не сказал, они узнали это от его товарищей. Где бы ни был юноша, он всегда находил время, чтобы написать письмо домой, бесконечно любимым маме, папе, сёстрам Кларе и Галине. 

В первом своём письме Лев Петрович, или Лёва, как его называли близкие и друзья, пишет родителям и сёстрам: «Приехали на своё место. Только пообедали, и я сел писать. Из Чапаевска мы выехали 4-го в 10 часов. В Сызрань приехали в 18 часов. Слезли и тут же пошли к коменданту города на счёт отправки. Он нам дал теплушку, где мы находились с 4-го до 7-го. 7-го мы выехали из Сызрани, прибыли в Инзу 8-го. Продовольствия мне хватило. Пока живём в лагерях…». Маму Лёва просил не расстраиваться, больше отдыхать, передавал привет соседям Ломакиным, Ледяевым, Купаевским, Суслиным, Губаревым, Коле Слоневскому, Клаве Полуэктовой. В письме от 22 декабря 1941 г. Лев сообщает, чтобы не писали на прежний адрес, потому что в ближайшие дни их куда-то отправляют, а также просит вспомнить о дне рождении – 24 декабря юноша отметит своё 18-летие. В следующем письме описан распорядок военного дня – подъём в 5 утра, 15-минутная зарядка, завтрак, занятия, в 13.00 обед, опять занятия, в 20.00 ужин. Солдат постригли наголо и выдали одежду – кальсоны, нижнюю рубашку, наволочки, матрас, обмотки и ботинки, шинель и шапку со звездой. «Находимся мы в красивом расположении, кругом хвойный лес и местами попадается берёза. Воздух чист и прозрачен…», ‒ пишет солдат из Инзы. Ниже он просит родителей о нём не переживать, так как на фронт их навряд ли отправят, скорее, в какой-нибудь район, деревню или село. 

 

НАША АРМИЯ КРЕПКА И НЕПОБЕДИМА

А в январе 1942 года родители получили письмо, в котором сын пишет, что домой попасть уже не рассчитывает ‒ 8 января те, кто сдаст экзамен, будут отосланы по приказу – кто на фронт, кто в горвоенкомат. В следующем письме извиняется, что свои вещи променял на продукты: «…свитер белый и серый, чесанки с галошами я променял на хлеб. Я чувствую, что сделал нехорошо, но ничего не поделать, на деньги здесь ничего не купить. Домой ждите, когда прогоним с нашей стороны немца. Мы уезжаем на фронт… На фронт мы уезжаем с хорошими результатами. По стрельбе 3 из возможных 3, а по остальным все на хорошо. Дали нам новую шинель, шапку, теплые брюки, фуфайку стеганую, валенки. В общем, одеты хорошо».

В июне 42-го Лев Петрович пишет, что находится в бригадной школе младших командиров в Тамбове, в июле родители получают письмо из города Орджоникидзе. «Город красивый, ‒ пишет им сын, ‒ много садов, уже появились свежие фрукты, ягоды, овощи, нам в столовой готовят щи из молодой капусты и картошки. Природа здесь хорошая, кругом горы, обросшие орешником. Нам хорошо видно вершину горы Казбек, Лысая». 

Школу младшего комсостава Лев окончил в августе со званием сержанта, в свои 18 лет политрук Лев Мохначев стал командиром отделения (пулемётного), где служили, по его словам, «одни старики». Парень верил в победу советских солдат: «По плану немцев, 10 августа Саратов должен быть у немцев, 15 августа – Куйбышев, но, как видите, это только их планы, а на деле же этого плана им завершить не удалось. В этом видно, что наша армия крепка и непобедима…».

 

ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО

JNgCLNDBOmQ

Несмотря на армейские будни, в письмах Лев постоянно подбадривает родителей. «Вижу из ваших писем, что вы болеете и скучаете по мне. Это всё ни к чему… Учтите, мне ещё труднее приходится, потому что дома я от вас ни на шаг не отходил. Но знайте, у каждого есть семья и каждый страдает и скучает», ‒ пишет уже 19-летний юноша 27 декабря 1942 года. 

В последнем письме, которое родители получили, вероятно, в мае 1943 года, Лёва сообщил родителям, что за боевые заслуги он представлен к высокой награде и после того писем от него больше не было.

В биографии сына, которую написал Пётр Мохначёв и которая хранится в краеведческом музее, сказано: «В июне 1943 года на наши запросы получили письмо от командира воинской части, в котором сообщалось: «Ваш сын сержант Лев Петрович Мохначев в боях за Родину всегда проявлял мужество и отвагу, героически выполняя боевые задания на переднем крае и в тылу противника, оставался невредимым, но в боях на Краснодарском направлении при наступлении значительно превосходящих сил противника на защите особо ответственных позиций 29 мая 1943 года сержант Мохначев Л.П. погиб смертью героя и посмертно награжден за боевые отличия Орденом Боевого Красного Знамени». 

Прошло 17 лет со дня гибели Лёвы, когда в Чапаевский горвоенкомат пришло письмо из военного отдела станицы Киевской Крымского района Краснодарского края, в котором сообщалось, что на горе, называемой Сопка Героев, при извлечении из земли ящика из-под снарядов под ним обнаружены останки воина, в поясном ремне которого сохранился медальон и записка: «Сержант Мохначев Л.П., зам. командира… (неразборчиво) 169 стрелкового полка войск НКВД, житель Куйбышевской области г. Чапаевска». Жители станицы перезахоронили останки Лёвы в общую братскую могилу воинов-героев в парке станицы Киевской. Накануне 9 Мая 1961 года мы, родители Лёвы, ездили в станицу на торжественное возложение венков погибшим воинам».

 

ПОДВИГ СЕРЖАНТА МОХНАЧЕВА

В наградном листе, который можно найти на сайте pamyat-naroda.ru, значится: «В бою с немецко-фашистскими оккупантами 3 мая 1943 года при прорыве немецкой линии обороны, находясь в десантной группе на головном танке, тов. Мохначев метким огнем из своего пулемета расстреливал немецко-фашистских захватчиков и уничтожил 8 немецких солдат, два ручных пулемета с их прислугой. Немцы подожгли наш танк, тов. Мохначев, находясь на горевшем танке с сильно обожженными лицом и руками, отказался идти в санчасть, продолжал вести огонь и отразил 2 атаки немцев, пытавшихся захватить танковый экипаж, и перейдя с группой бойцов в атаку, уничтожил ещё 3-х немцев, этим самым обеспечил вывод танка с экипажем из глубины немецкой обороны. Достоин Правительственной награды Орден «Красное Знамя». Командир 169 СП ВВ НКВД майор Комаров».

Сопкой Героев называют небольшую возвышенность, расположенную в Крымском районе в 70 километрах от Анапы. В годы Великой Отечественной войны в этом районе проходили мощнейшие рубежи вермахта, названные «Голубой линией». Сотни бункеров с пулемётными гнёздами, десятки километров минных полей, километры колючей проволоки и траншей – всё это было призвано остановить Советскую Армию на пути к освобождению Таманского полуострова. Центром этого участка была высота 121,4, куда 26 мая 1943 года российское командование послало армию. На Сопке Героев была настоящая мясорубка. В боях за прорыв «Голубой линии», которые длились с апреля по сентябрь 1943 года, погибли 24 тысячи советских солдат. В кровопролитных боях за Сопку Героев 29 мая 1943 года погиб и юный солдат, житель Чапаевска Лев Мохначев. 

В 1948 году на Сопку прибыли ветераны войны, участники сражений за эту высоту. Вместе с председателем местного колхоза они поднялись на вершину и увидели страшную картину: на земле грязно-оранжевого цвета повсюду были останки сражавшихся ‒ хоронить во время боев было некогда. Они поставили простой крест в память о героях. Так, с деревянного креста, началась история мемориального комплекса «Сопка Героев». В 1965 году, к 20-й годовщине Победы, здесь состоялось открытие 11-метрового памятника Солдату, позднее мемориальный комплекс дополнили самолёт лётчика А. Покрышкина, танк Т-34, пушки ЗИС-5, а также стела героям уже послевоенного времени ‒ минёрам, которые очищали поля, нашпигованные смертоносными снарядами. На территории комплекса до сих пор проводятся захоронения останков советских воинов, обнаруженных в ходе поисковых работ ‒ точно не известно, сколько бойцов ещё лежит вокруг Сопки Героев. В отличие от них история жизни и подвига жителя нашего города Льва Петровича Мохначева, проживавшего некогда на улице Чапаева и отдавшего свою юную жизнь в сражении за Отечество, удивительным образом открылась и поэтому увековечена.

Случайное объявление