С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА В РОССИИ ВВОДИТСЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА
Новый формат трудовой книжки обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учёта. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную версию столько, сколько это необходимо, сообщают специалисты ПФР.
Чем обусловлен переход на новый формат трудовой книжки, выгоден ли он гражданам, будет такой переход обязательным или добровольным – на эти и другие вопросы читателей ответила заместитель начальника Управления ПФР в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонного) Наталия Леонидовна Труханова.
‒ Наталия Леонидовна, чем обусловлен переход на электронные трудовые книжки?
‒ Большинство россиян пользуются интернетом, у всех есть мобильные телефоны и электронная почта. Многие пользуются электронными билетами на поезда и самолеты, онлайн-банкингом, безналичными расчетами с магазинами и другими электронными сервисами. Поэтому и сведения о трудовой деятельности стало возможным вести в электронном виде. К тому же, уже есть вся необходимая инфраструктура, которая позволяет эти данные обрабатывать, передавать и защищать.
‒ Обязательным ли будет для граждан переход на электронные трудовые книжки?
‒ Для всех работающих граждан переход к новому формату трудовых книжек добровольный, то есть будет осуществляться только с согласия самого работника. Работодатель в срок не позднее 30 июня 2020 года должен уведомить работников об изменениях в трудовом законодательстве. Работник же до конца 2020 года подаст работодателю одно из двух заявлений ‒ заявление о сохранении бумажной трудовой книжки или заявление о ведении трудовой деятельности в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки работодатель наряду с её электронным видом продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.
Кроме того, если человек по уважительной причине не написал заявление в течение 2020 года, к примеру, был в командировке, отпуске, болел или не работал, то за ним сохраняется право написать заявление о своём выборе. До этого момента работодатель продолжит вести трудовую на бумаге.
Работник, подавший заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Россияне, подавшие заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде, получат трудовую книжку на руки. И с этого момента сведения об их трудовой деятельности будут формироваться только в электронном виде.
‒ Значит, по желанию работника он может оставить традиционный формат трудовой книжки?
‒ Верно, исключение составят граждане, которые впервые устроятся на работу с 2021 года. У них все сведения о периодах работы изначально будут вестись без оформления бумажной трудовой книжки, только в электронном виде.
‒ Наталия Леонидовна, скажите, как сможет работник получить сведения о своей трудовой деятельности?
‒ Получить сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на Портале государственных услуг, в территориальных учреждениях ПФР или МФЦ, а также у работодателя по последнему месту работы, но в этом случае ‒ только за период работы у данного работодателя.
‒ Какие сведения будет содержать электронная трудовая книжка?
‒ Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке. Будет также указано место и период работы, должность (специальность, профессия, структурное подразделение), квалификация (разряд, класс, категория), даты приёма, увольнения, перевода на другую постоянную работу и основания прекращения трудового договора.
‒ По Вашему мнению, выгоден ли переход на электронные трудовые книжки гражданам?
‒ Электронный формат трудовых книжек, несомненно, имеет существенные преимущества. Это удобный и быстрый доступ работающих к информации о трудовой деятельности в режиме онлайн, гарантия сохранности данных о трудовой деятельности, исключение риска потери бумажного носителя, минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности, дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, дистанционное оформление пенсии по данным лицевого счёта без дополнительного документального подтверждения, использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг.