И ссылка, и война

2

НА ДОЛЮ КЛАВДИИ АНДРЕЕВНЫ САЛМИНОЙ ВЫПАЛО НЕМАЛО ИСПЫТАНИЙ, НО, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ОНА СМОГЛА СОХРАНИТЬ ДОБРОТУ И ОПТИМИЗМ

К нашей встрече ветеран Великой Отечественной войны подготовилась основательно: написала о себе целый рассказ с множеством дат и названий, а рассказать ей действительно есть о чём.

 

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

Клавдия Андреевна Салмина, в девичестве Евстифорова, родилась 22 марта 1928 года в селе Криволучье-Ивановка Куйбышевской области. «Я родилась двенадцатым, самым младшим ребёнком в семье Андрея Ефимовича и Ефросиньи Семеновны. Время было тяжёлое, из 12 детей осталось только пятеро, остальные умерли во младенчестве. Мой отец служил при церкви, был псаломщиком, в 1933 году его объявили врагом народа и всю нашу семью, включая старшего брата с женой и детьми, сослали в Сибирь, мне тогда было всего пять лет. Всё, что у нас было, включая дом и скотину, забрали, посчитали за кулаков. Нас погрузили в товарные вагоны и повезли. Конечным пунктом нашего следования стало село Инкино Колпашевского района в Западной Сибири. Оставили нас прямо среди леса ‒ ни жилья, ничего не дали. Как могли, стали сооружать землянки, обживаться, благо дело, к работе все привычные. Мужчины работали на лесоповале, а остальные как могли старались прокормиться. Летом собирали грибы, ягоды, орехи, зимой устраивали ловушки на зверя. Из 4-5 тысяч ссыльных через два года осталась только половина. Но нашу семью Бог помиловал, как приехали 10 человек, так все в живых и остались.

Четыре года прожили мы в Сибири, а в 1937 году пришла бумага – амнистия. До Новосибирска нам пришлось добираться пешком, шли по Оби, река зимой замёрзла, по льду и шли. Пройдём 15-20 километров, поднимемся в какую-нибудь деревню, милостыни попросим, поедим что Бог пошлёт, и снова в путь. А от Новосибирска уже на поезде сюда приехали. В скором времени отца снова арестовали, он летом на бахче работал, вечером после работы читал людям Божье Слово, по доносу его и взяли. Второго заключения он не пережил, через год умер. Нас с мамой забрала к себе моя старшая сестра Татьяна, так мы переехали в Чапаевск», ‒ неспешно рассказывала Клавдия Андреевна.

 

И НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

Весной 1941 года нашей сегодняшней героине исполнилось 13 лет. «Я тогда училась в школе №1, которая располагалась в здании техникума. На третьем этаже шли уроки, а на первом и втором располагался госпиталь. Раненых привозили прямо с передовой. На переменах мы спускались к раненым и как могли старались их поддержать.

В 1944-м году я закончила семилетку, стала собираться в 8-й класс, но сестра Татьяна настояла на том, чтобы я пошла работать. Она устроила меня на 15-й завод (сегодня «Полимер») кассиром в парикмахерскую, так в 16 лет началась моя трудовая деятельность. Позднее я закончила бухгалтерские курсы и стала работать бухгалтером. Без нескольких месяцев мой трудовой стаж составляет 40 лет.

Война принесла в нашу семью немало горя – 31 августа 1943 года на Курской дуге в звании лейтенанта погиб мой брат Николай, ему было всего 20 лет.

Тяжело было и в тылу, рабочие  нашего завода трудились в 4 смены по 6 часов без выходных и отпусков. Все жили одной мыслью: «Всё для фронта, всё для Победы!» И она пришла! Весенним утром я шла через вокзальную площадь на работу и услышала, как по радио передали о капитуляции фашистской Германии. Радости не было предела, ведь все этого очень ждали», ‒ закончила ветеран.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До сих пор 9 мая – любимый праздник Клавдии Андреевны. Каждый год она в сопровождении родственников ходит на Парад. У нашей героини двое детей, четверо внуков и четверо правнуков, все они с большим уважением относятся к истории своей семьи и не забывают об испытаниях, выпавших на долю Клавдии Андреевны.

Гостеприимная хозяйка не только напоила чаем, дала с собой гостинцев, но и перекрестила на дорожку. Как сама призналась, веру отца она сохранила.

Случайное объявление