«ЛИЗА АЛЕРТ»: ДОБРОВОЛЬНО НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ

4

15 ОКТЯБРЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД «ЛИЗА АЛЕРТ» ОТМЕТИЛ 9-ЛЕТИЕ С МОМЕНТА ОСНОВАНИЯ

Поводом для появления добровольческого поискового отряда послужила гибель 4-летней Лизы Фомкиной в Орехово-Зуево в 2010 году. Именно тогда добровольцы решили организовать отряд и назвали его в честь погибшей Лизы. В ночь с 14 на 15 октября был создан сайт lizaalert.org, именно эта дата и стала днём рождения поискового отряда. 

За это время количество волонтёров значительно выросло, но, к сожалению, растёт и количество обращений о пропавших. В день рождения поискового отряда нам удалось пообщаться с Владимиром Рябовым, региональным представителем добровольческого поискового отряда «Лиза Алерт» в Самарской области.

алерт

‒ Владимир, расскажите, пожалуйста, как люди обращаются к вам за помощью. 

‒ Больше всего обращений поступает по телефону горячей линии 8-800-700-54-52 либо от сотрудников полиции. Они также могут дать наш номер заявителю. Обращения поступают и из интернета, но это бывает достаточно редко – люди оставляют заявки на сайте lizaalert.org.

 

‒ Как организован поиск ‒ это всегда что-то индивидуальное или определенные, шаблонные шаги?

‒ Да, первые шаги всегда шаблонные. Это сбор информации у заявителя о пропавшем, чем занимаются добровольцы, которых мы называем инфорги, то есть информационные координаторы. Опрашиваем заявителя, обзваниваем больницы, далее ‒ в зависимости от ситуации. Каждый поиск индивидуален, это может быть активный поиск, когда добровольцы выходят на улицу. Если ищем человека в черте города, берём ориентировки, опрашиваем прохожих, работаем с магазинами, просматриваем камеры. Если это природная среда, то выезжаем на место, прочёсываем местность. 

 

‒ У вас определённая команда, которая знает, как действовать?

‒ Да, это определённая команда, которая знает, что и как делать. На информационных координаторов мы учим людей около полугода. Но, как правило, к моменту окончания обучения эти люди уже выезжали на поиски и на практике знают, что и как происходит. Руководят добровольцами координаторы поиска. Это добровольцы, как правило, уже более двух лет в отряде с количеством поисков от пятидесяти, в большинстве своём это люди в возрасте старше 30 лет с достаточно богатым жизненным опытом, чаще всего работающие, занимающиеся поисковой деятельностью в свободное от работы время. Координаторов не очень много, на области их сейчас 5 человек, но справляемся.

 

‒ Владимир, скажите, кого чаще всего ищите?

‒ Статистики такой, конечно, не существует. Скажем так, в среднем это женщины в возрасте от 50-55 лет, но чаще всё-таки сталкиваемся с пропажей пожилых граждан со старческой деменцией, различными отклонениями.

 

‒ А куда пропадают люди?

‒ Это самый сложный вопрос, на который практически невозможно ответить. Здесь всё индивидуально ‒ зависит от самого человека, от образа жизни, от того, где родился и где похоронены родственники… Пожилые люди нередко уходят на те адреса, где они жили раньше. Очень часто находим пропавших людей в лечебных учреждениях. Если говорить о средневозрастных дееспособных мужчинах и женщинах, то зачастую они уходят осознанно, значит, могут находиться где угодно. Дети, в основном, это «бегунки», очень часто мы находим их в торговых центрах, подъездах, на крышах домов, в подвалах ‒ места одни и те же, просто разная географическая привязка.

 

‒ Ваш добровольческий отряд не только занимается поисковой деятельностью? Проводите какую-то профилактическую работу с родителями и детьми?

‒ Да, конечно, инструкторы «Школы «Лиза Алерт» проводят такую работу по обучению правилам безопасности, организуя лекции для детей и родительские собрания. Детям рассказываем о безопасном поведении в природной среде, в условиях города ‒ в торговых центрах, на транспорте. И суть рекомендаций не в том, чтобы дети знали, что делать, чтобы не потеряться, а что делать, если вдруг потерялся. С родителями обсуждаем, как не создать ситуацию с потерявшимися детьми, на что стоит обращать внимание, как учить детей реагировать на те или иные ситуации, беседуем о родительском внимании и внимании взрослых, которые отвечают за ребёнка в отсутствие родителей. 

 

‒ Что могут со своей стороны сделать жители Чапаевска, желающие помочь поисковому отряду?

‒ Когда мы пишем, что пропал человек и нам необходима помощь в Чапаевске, Безенчуке и близлежащих местностях, жители могут помочь разными способами. Самый простой способ – это сделать репосты в социальных сетях. Вся остальная помощь связана с участием в поисках. Чтобы начать помогать, достаточно позвонить по телефону информационного координатора, который, как правило, указан в тексте поста. В частном случае каждого поиска расскажем, чем помочь.

Наш отряд не имеет банковских счетов, не имеет кошельков, не принимает денежную помощь, но принимает помощь оборудованием и расходными материалами. То есть теми вещами, которые позволяют искать людей, чаще всего это оборудование для единомоментной помощи, но на долгосрочную перспективу. Мы очень благодарны людям, которые дарят нам необходимое для поисков оборудование и расходные материалы. 

 

‒ Сегодня 9-летие со дня основания поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», вы каким-то образом это отмечаете? 

‒ Торжества как такового у нас нет, всё-таки повод для появления отряда «Лиза Алерт» достаточно печальный. 15 октября считается днём рождения добровольческого отряда, это дата создания форума lizaalert.org. У нас рабочие будни, у нас поиски во всех регионах, в том числе в Самарской области.

 

2010 год многим запомнился не пожарами и аномальной жарой, а поисками Лизы Фомкиной, пропавшей в Орехово-Зуево 13 сентября. Четырёхлетняя девочка потерялась вместе с тётей в лесу, и в течение пяти дней их практически никто не искал. Только когда информация о пропавших попала в интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Лизу нашли, но было уже слишком поздно… Если бы поиски начались хотя бы на день раньше, финал этой истории мог бы быть совсем другим.
Девочку искали почти 500 добровольцев, день за днём, метр за метром прочёсывая лесные завалы и жилые кварталы. Они не знали лично ни её саму, ни её семью. Они просто не смогли остаться равнодушными.
Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый (!) день со дня пропажи, её нашли на десятый день.
Потрясённые этой трагической историей волонтёры – простые люди, откликнувшиеся на крик о помощи и практически самостоятельно организовавшие поиски, – решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. 
Так на свет появился ПСО «Лиза Алерт», названный в честь погибшей девочки и поставивший перед собой цель – защитить право наших детей на безопасность и жизнь.

 

 

Случайное объявление