ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ: ЗА СЕБЯ И ЗА «ТОГО ПАРНЯ»?

62

   Вопрос о порядке начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды является одной из основных причин обращения жителей многоквартирных домов в чапаевское отделение ПАО «Самараэнерго», органы прокуратуры и другие инстанции. Горожан волнует, откуда берутся большие цифры в графе «общедомовые нужды», которые превышают, порой, индивидуальное потребление? Попробуем разобраться, что же такое общедомовые нужды и как проводятся расчёты за них.

   В 2015 году прокуратурой города было зафиксировано более 150 обращений по вопросам начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Рассмотрение обращений ЖКХ отнесено не только к компетенции органов прокуратуры, но и к полномочиям Государственной жилищной инспекции Самарской области.

    Помощник прокурора г.о. Чапаевск Д.И. Тарахталюк:
   ‒ Согласно статьям 153 и 157 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения на него права собственности. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого из показания приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
   Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.
   Согласно п. 40 Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

   Если дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг (водоснабжения, электроснабжения, водоотведения), объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с п. 44 Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме».

   Что интересно, сумма платежа за общедомовые нужды могла бы быть не завышенной многократно вследствие расчета общего потребления на всех, а не превышать нормативного значения. Согласно п. 44 Правил, «распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды». В указанных правилах объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Однако, установленный порядок не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, как в ситуации, сложившейся на территории г.о. Чапаевск. Вот если бы исполнителем услуги являлась жилищно-управляющая организация, тогда бы разница между нормативом и общедомовыми показателями ложилась полностью «на плечи» управляющей организации. Как следствие, нормализовался бы учет потраченной электроэнергии, да и велась бы «точечная» борьба с несанкционированными подключениями, ведь управляющая организация была бы крайне заинтересована в выявлении недобросовестных собственников! А пока… «заоблачные» общедомовые нужды жители многоквартирных домов оплачивают из своих и без того не пухлых карманов.  
   Справедливости ради стоит отметить, что чапаевское отделение ПАО «Самараэнерго» крайне заинтересовано в участии управляющих компаний в расчетах с жителями. Вот только встречного шага в ответ на предложение заключить договорные отношения от руководителей организаций не последовало. Руководство чапаевского отделения ПАО «Самараэнерго» намерено в принудительном порядке заключить договоры с жилищно-управляющими организациями в ближайшем будущем. 
   А пока собственникам приходится самостоятельно решать вопрос с возросшим начислением платы за общедомовые нужды. Согласно пп. «д» п. 31 Правил, исполнитель (ресурсоснабжающая организация) обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Такие проверки ПАО «Самараэнерго» проводит регулярно, вот только есть масса тонкостей, которые не позволяют провести проверку качественно и, главное, своевременно. Да и сам факт выезда специальной комиссии для проверки является результатом все той же инициативы граждан. А если ее нет, то все мы продолжаем молчаливо платить за себя и за «того парня»…

Случайное объявление