ДАЙТЕ ДЕТЯМ ОТДОХНУТЬ

36

Некоторые родители уверены в том, что летом детям заниматься не нужно. Ведь лето – это пора отдыха, время приключений. Летом надо бегать, купаться, загорать, развлекаться, а вовсе не сидеть за скучными книжками и выполнять какие-либо задания. Другие же родители считают, что заниматься необходимо, иначе всё, чему учили ребёнка в школе и детском саду, ребёнок забудет. Так кто же прав? Разобраться в этом вопросе нам помогла Александра Юрьевна Чернова, педагог-психолог средней школы №22 г.о. Чапаевск.

– Александра Юрьевна, в течение года многие родители готовили детей к школе, и вот наступило лето. Что делать дальше – продолжить занятия или дать ребенку отдохнуть?

– Подготовка к школе – более широкое понятие, чем кажется на первый взгляд. Это не только умение ребенка писать и читать, а ещё и физическая и социально-психологическая готовность к началу обучения. Если раньше родители считали, что их ребенок не готов к школе и могли отдать его в школу на следующий год, то теперь, согласно закону об образовании, если 1 сентября ребёнку есть 7 лет, он должен учиться в школе. В случае неготовности ребенка к обычной школьной программе, он начнет обучение в коррекционном классе. Кстати, исследования говорят о том, что дети, а особенно мальчики, физически, интеллектуально и психологически готовы к школе в 8 лет, девочки на год раньше.

– Что подразумевает под собой социально-психологическая готовность?

– Это значит, что ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, с учителем, уметь находиться в коллективе, и самое главное, он должен хотеть быть учеником, хотеть учиться. В норме у ребёнка это всё к 7 годам уже присутствует. Заканчивается игровая деятельность, ей на смену приходит познавательная – таков закон развития детской психики. Именно поэтому в детском саду в подготовительной группе уже меняются виды деятельности, вводятся шашки, шахматы, кроссворды и другие интеллектуальные игры.

– То есть интеллектуальная готовность не главное в подготовке к школе?

– Так и есть. Интеллектуальная готовность – это умение читать, писать, решать примеры. Но это не является главным показателем готовности к школе. Можно обладать всеми этими знаниями, и уже в первый месяц в школе, что называется, «сесть в лужу», потому что ребёнок не готов к познавательной деятельности, не настроен на учебный процесс. Сейчас школьная программа сложная и, конечно, умение читать и писать, выполнять буквенно-звуковой анализ облегчит жизнь ребёнка в первом классе. Однако, это не главное. Важна физиологическая зрелость головного мозга. И тут надо четко понимать, что готовность к школе не формируется за лето. Всё дошкольное детство направлено на подготовку к другой деятельности – учебной.

– Детям необходим летом отдых? Или расслабляться не стоит?

– Дети устают, и летом им необходим отдых. Даже с учётом того, что программа в детском саду в летний период более щадящая. Им необходима спокойная размеренная жизнь: подольше поспать, поиграть, принадлежать самому себе, в каком-то смысле. По возможности больше купаться в водоёмах, вода имеет лечебный эффект и показана почти всем ребятам. Летом я бы советовала не заставлять детей читать и писать, если они этого не хотят, дайте им отдохнуть. Заставляя ребенка заниматься через силу и ругая его за бездельничество можно получить обратный эффект. О своих опасениях по поводу учителя, школы, обучения при ребенке лучше не говорить. Наоборот, нужно его настраивать, что всё будет хорошо. За 2 недели до школы стоит начать настраивать ребёнка на рабочий режим – раньше ложиться спать и раньше вставать.

– Есть семьи, где взрослые работают, и дети зачастую остаются дома одни. Ваш совет родителям, как настроить ребёнка на самостоятельное пребывание дома?

– Что касается детей младшего школьного возраста, которые в летний период по семейным обстоятельствам должны оставаться дома без присмотра родителей, то тут необходимо сделать всё, чтобы сократить время, когда ребёнок один.  Он ещё не несёт полностью ответственности за своё поведение. По возможности, найдите способ, чтобы ваш ребёнок был под контролем взрослого человека. Если же всё-таки ребёнок остаётся один, то распланируйте с ним его занятия на время отсутствия взрослых. Например, он должен прочитать сколько-то страниц заданной на лето литературы или посмотреть сказки, возможно, сделать какие-то дела по дому. И обязательно позаботьтесь о его безопасности – у ребёнка должен быть список телефонов, по которым он может позвонить в случае экстренной ситуации. 

Случайное объявление