КЕМ БЫТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…

20

Май…Последние звонки, выпускные экзамены. Нередко в будущее выпускники, да и родители, смотрят с замиранием сердца. Кем быть?.. Психологи утверждают, чем раньше ребенок задумается о своей будущей профессии, тем лучше – появляется бесценное время обдумать все нюансы, еще раз проанализировать совместимость характера и выбранной специальности.

Планирование профессиональной карьеры старшеклассников в нашем городе ведет ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр». Кем видят себя в будущем выпускники, что делают для этого и каких, в действительности, специалистов не хватает городу? Об этом наше интервью с руководителем службы планирования профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Чапаевск Наталией Анатольевной Уколовой.

 

‒ На сегодняшний день очень многие выпускники уже определились с направлением подготовки, учебным заведением, в которое поступают. Но так было не всегда. Еще несколько лет назад выпускник старался подать документы практически во все крупные учебные заведения Самарской области. Как сегодня обстоит ситуация?

Действительно, 93% выпускников школ, подведомственных Юго-Западному управлению, определились с выбором направления подготовки и дальнейшей образовательной траекторией. В настоящее время выпускники имеют право подать заявление в пять вузов одновременно по трем направлениям подготовки. И эту возможность они используют, а далее, анализируя рейтинг абитуриентов, подавших заявление на интересующую специальность, корректируют свои планы относительно выбора вуза.

‒ Не секрет, что высшее образование в целом пользуется бешеной популярностью. Все стремятся стать начальниками. Что показывают исследования предпочтений старшеклассников нашего города? И какова реальная ситуация?

Приведу некоторые факты. Количество выпускников 2014 года, планировавших получить высшее образование ‒ 87,8%, количество выпускников, поступивших в вуз – 73%. При этом направление «Экономика и управление» занимает по рейтингу выборов выпускников первое место (18,5%), «Гуманитарные науки», среди которых чаще всего выбор сделан в пользу юриспруденции, таможенного дела и правоохранительной деятельности – 2 место (12,7%), «Физико-математические науки» ‒ 3 место (10,9%), «Зравоохранение» и «Образование» ‒ 4 место (6,9%).

‒ Городу уже сегодня требуются специалисты в области медицины, образования и др. Но часто выпускник выбирает профессию, которая мало востребована в городе или совсем не востребована. Как повлиять на эту ситуацию?

Целенаправленная работа даёт положительные результаты. Постепенно сокращается разрыв между востребованными профессиями и выбором учащихся, например, медицина, сфера обслуживания и IT-технологии. С другой стороны, мы видим, что у нас по-прежнему актуальной является проблема дефицита в рабочих профессиях, инженерно-технических специальностях, наблюдаем избыток юристов, экономистов.

Мы надеемся, что реализация комплекса мер по вопросам профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования через  межведомственное взаимодействие с организациями и предприятиями города и Самарской области, будет способствовать формированию у всех участников образовательного процесса понимания прямой зависимости между выбором востребованной профессии и гарантированным трудоустройством.

 

‒ Выбор профессии выпускника сегодня – это, в большинстве своем, выбор родителей?

Результаты исследования показывают, что 75% выпускников выбор будущей профессии, специальности осуществили самостоятельно, 48% ‒ прислушались к совету родителей, сверстников. Таким образом, прослеживаем, что влияние родителей на выбор профессии велико, а они, в свою очередь,  имеют собственную шкалу ценностей профессий, которая зачастую  сильно отличается от кадровых потребностей региона. Для улучшения кадрового обеспечения отраслей промышленности квалифицированными инженерами, рабочими необходимо ориентировать не только школьников, но и их родителей на профессии, необходимые округу, региону. Пропаганда важности, повышение престижности востребованных специалистов и квалифицированных рабочих должна, в первую очередь, проводиться силами работодателей и СМИ.

Случайное объявление