Николай Кочетов: полный Георгиевский кавалер

32

9 ДЕКАБРЯ В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАМЯТНАЯ ДАТА − ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

И хотя в 2021 году День Героев Отечества справляется 15-й раз, корнями он уходит в дореволюционную Россию. Дата же приурочена к учреждению Ордена Святого Георгия.

В нашем городе проживал полный Георгиевский кавалер Николай Георгиевич Кочетов, о котором читателям сегодня расскажет эта статья, написанная по материалам, собранным Валерием Николаевичем Ерёминым.

 

ЗА ВОЕННЫЕ ЗАСЛУГИ НА ПОЛЕ БРАНИ

На протяжении столетий не было в России более высокого воинского отличия, чем Орден Святого Георгия. Орден и его знак были единственными в Российской империи наградами, которые давались лишь за военные заслуги на поле брани. Орденом также награждали за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего или корпусного командира неприятельского войска и другие подвиги. В 1913 году Николай II утвердил новый устав ордена, знак отличия стал официально именоваться Георгиевским крестом, а его обладатели получали статус Георгиевского кавалера. 

 

ПОЛНЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР

Один из 25 полных солдатских Георгиевских кавалеров России за период с 1856 по 1917 гг., получивших все четыре креста – Георгиевский бант – Николай Георгиевич Кочетов. Участник Первой мировой войны, Гражданской войны, восстания Иващенковских рабочих против белочехов, Николай Георгиевич родился в Елховке Бузулукского уезда Самарской губернии, а с 1918 по 1941 год проживал в нашем городе. Родился он 6 декабря 1887 года в крестьянской семье, был старшим среди 7 детей, рано потерявших отца. В школе не учился − в их селе её не было, а ходить в соседнее не мог из-за отсутствия одежды и обуви. В 1906 году Николая призвали в армию. Служил он в 1910-1914 годах в Самаре, в знаменитом «5-м гусарском Александрийском ея императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны полку», который прозвали «чёрные гусары», «гусары смерти». При полковой школе Кочетов получил образование, научился читать и писать. За ревностное отношение к службе Николай был награждён двумя медалями − «300-летие дому Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», получил также знак за отличную стрельбу. С первых дней «Великой войны» Николай Кочетов − на фронте, где в полной мере проявились его мужество, героизм и организаторские способности, сделавшие его полным Георгиевским кавалером. 

Известно, как Николай получил 4-й Георгиевский крест. Осенью 1917 года отряд кавалеристов вёл жестокие бои в лесах Курляндии. Командир погиб, а Николай Георгиевич взял командование на себя, решив провести ночную атаку против превосходящих сил противника. Отобрал самых отчаянных бойцов, а остальных, в числе которых было много раненых, расставил по флангам. Перед рассветом кавалеристы пошли в атаку на врага, не ожидавшего нападения. Немцы побежали «в одних подштанниках», однако вскоре опомнились и стали теснить русских − тут-то и напоролись на фланговый огонь. Так враг был разбит. Николая Георгиевича же в этом неравном бою спас от смерти любимый конь, прозванный за чёрную масть и боевой характер Чёртом. Во время схватки конь встал на дыбы и удар вражеской сабли пришёлся по ноге кавалериста. Кровь заполнила высокий кавалерийский сапог и запеклась, остановив кровотечение. Николай Георгиевич был направлен на лечение в Санкт-Петербург, где своего тёзку-героя император Николай II лично посетил в госпитале и наградил именными золотыми часами и браунингом. 

 

НАПРАВЛЕНИЕ В ИВАЩЕНКОВО

Демобилизованный по ранению Николай Георгиевич по царскому распоряжению был направлен в посёлок Иващенково на Сергиевский завод взрывчатых веществ. Личная карточка работника Самарского завода имени Троцкого №15 на имя Н.Г. Кочетова, сохранившаяся в архивах завода, говорит о том, что он был принят на Сергиевский завод 27 марта 1918 года инструктором. Позже он работал в должности начальника охраны завода, рядовым охранником, состоял в дружине по охране завода. После Гражданской войны Николай женился на станочнице завода Вассе Петровне Вагулиной, родившей ему 9 детей, из которых выжили только трое. Из рассказа невестки Валентины Кирилловны Кочетовой: «Николай Георгиевич, как член дружины по охране завода, принял участие в известном восстании рабочих Иващенково. Когда восстание подавили, он вернулся в Томылово, где во время облавы скрылся в копне сена, плотно прижавшись к земле. Это его и спасло, потому что белогвардейцы протыкали больше верхнюю часть копны штыками. Георгиевские кресты и золотые часы Николай Георгиевич отдал в голодные 20-е годы матери, когда она уезжала в Ташкент за продуктами. Браунинг оставался у него и спас ему жизнь, когда при возвращении с работы на него напали трое бандитов».

С 1935 по 1939 год Н.Г. Кочетов работал помощником начальника по хозчасти цеха №10, который в мае 1939 года вошёл в состав нового завода №309. На этом заводе он и проработал до зимы 1940 года. Вступив в ряды ВКП(б), Николай Георгиевич активно сотрудничал с редакцией заводской газеты «Рабочая трибуна», в своих заметках вскрывая недостатки в работе завода. В начале 1940 года рабкор написал для газеты фельетон о хищении с завода дефицитного английского сукна, который использовался для изготовления пыжей. Рулоны сукна вывозили под сиденьями тарантасов возчики начальников. Редактор газеты предлагал ему отказаться от публикации, но принципиальный Кочетов стоял на своем. Статья была опубликована, за что Кочетова исключили из партии и осудили на два года тюремного заключения. Зимой всю семью из служебной квартиры выселили на улицу. Тюрьма находилась в лесу, в 25 км от Мелекесса (ныне Димитровград). Васса Петровна вместе с детьми поехала за мужем. Возмущённый несправедливостью, Николай Георгиевич написал письмо Сталину, через нарочного переправив его в Москву. Через 10 месяцев без объяснения причин пришёл приказ освободить Кочетова. Семья переехала к родственникам в Куйбышев. Николая Георгиевича вызвали в обком партии и предложили восстановиться в рядах ВКП(б), но, обиженный на несправедливость, он отказался. С этого времени начинается чёрная полоса для всей семьи. Трудности с жильём, работой, болезни привели к тому, что 22 июля 1944 года глава семьи умирает в коридоре клинической больницы. 

 

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЮ!

Увековечение памяти нашего легендарного земляка благодарными потомками-соотечественниками произошло в 2011 году. Администрацией Самары при поддержке командования Самарского гарнизона Центрального военного округа на Почётной аллее Героев центрального городского кладбища напротив воинских захоронений периода Великой Отечественной войны в Самаре был торжественно открыт памятник Георгиевскому кавалеру унтер-офицеру Николаю Георгиевичу Кочетову. На обелиске написано: «Герою Отечества, одному из 25 полных Георгиевских кавалеров России за период с 1856 по 1917 годы, сыну самарской земли». Память героя увековечена и в нашем городе. Накануне Дня химика в 2013 году на проходной ОАО «Полимер» состоялось торжественное открытие мемориальной доски. Николай Георгиевич Кочетов – образец истинного патриота России и её истории, нашей области и города, достойного продолжателя традиций и подвигов российского воинства.

inBVtcB8IuI22

Случайное объявление