Художник должен быть свободным

6

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДАРИТ ОЩУЩЕНИЕ ТЕПЛА И ПОКОЯ

Лето – чудесная пора не только для отдыха, но и для творчества, самое время, чтобы заняться чем-то увлекательным и интересным. Жительница нашего города Ольга Анатольевна Тимошкина открыла для себя замечательный способ сохранить аромат и теплоту луговых цветов и трав на весь год. Она самостоятельно освоила древнее искусство ошибаны. И сегодня Ольга Анатольевна рассказала о своём удивительном увлечении нашей газете.

«Я всегда любила природу. Конечно, её любят все, но я любила её так сильно, что однажды просто поменяла городскую жизнь на сельскую. Получив профессию педагога начальных классов, отправилась работать учителем в сельской школе. Там встретила своего мужа, там родила сына. Там прожила самое счастливое время своей жизни. Природа всегда была во мне, вокруг меня, рядом со мной.

С началом 90-х некогда богатое село пришло в упадок, и нам с семьёй пришлось вернуться в Чапаевск. По приезду в город связь с природой не исчезла. Я нашла способ растворяться в ней в любое время дня, ночи, времени года – я открыла для себя флористическую живопись, или ошибану.

Все мы с детства знакомы с флористикой. С этим видом декоративно-прикладного искусства встречались ещё в школе на уроке труда, когда засушивали между страницами книг цветы или яркие осенние листья, а потом делали из них аппликации.

Древнее искусство ошибаны, или прессованной флористики, возникло в Японии много веков назад. В России зачинателем нового вида искусства считают художницу Зинаиду Мамонтову, которая разработала свою технологию засушивания растений. 

Ошибана – это живопись растениями. Поэтому, при изображении пейзажа и натюрморта необходимо учитывать законы композиции, перспективы, пропорций, светотени, взаимного влияния цветов при различном освещении. Всё это премудрости изобразительного искусства. При создании композиции из растений так же, как и при работе с художественными материалами, художнику приходится принимать во внимание перспективные сокращения предметов и положение линии горизонта. Работать с многочисленными воздушными планами, определять цветовую гамму композиции.

Я ‒ не профессиональный художник, самоучка. Но очень люблю живопись. А так как я смелый, увлекающийся человек, с долей здорового авантюризма, я решила попробовать себя в этом виде искусства. Конечно, я ничего не знала о нём раньше. Только благодаря случайно попавшейся мне на глаза книге художника-мастера прессованной флористики Л. Б. Белецкой «Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев», я отважилась на такой шаг. Я одновременно училась у неё и соревновалась с ней в сложности работ. Звучит дерзко, однако, я уверена, что только с таким посылом в жизни добиваешься каких-либо результатов. 

Кстати, занятие ошибаной не требует больших материальных затрат и подходит для любого возраста. Как видите, не обязательно быть профессиональным художником. Просто надо понять фактуру естественных материалов и научиться их органично сочетать и таким образом стать соавтором самой природы.

Растительный материал хорош сам по себе, в его, так сказать, первозданном виде. Природа представила в нём все возможные формы с симметрией и асимметрией, цветом и даже ароматами. Поэтому так понятно желание принести это совершенство в свой дом и запечатлеть каким-то образом в картинах.

Собирают растения, которые впоследствии станут «красками», с ранней весны до поздней осени, даже в начале зимы. 

А растительные формы, созданные самой природой, позволяют флористу добиваться такого художественного эффекта, который далеко не всегда реализуется в работах художников, работающих красками.

Итак, я приветствую вас в моём мире «живых картин», созданных в технике ошибана. Почему живых? Потому, что воплощение образа происходит через растительный материал, а у каждого растения есть душа.

Информацию о том, как создать такие картины, с чего начать, необходимые инструменты и материалы ‒ можно получить из различных источников, это сейчас не проблема. Главное в том, что если эта техника вас заинтересовала, она станет увлечением на всю жизнь. Ведь это ‒ не только кропотливый труд, но и приятное увлекательное занятие. А если учесть, что и у растений есть душа, то это очень приятное общение, которое успокаивает и отрешает от повседневных проблем.

За свою жизнь я много чем увлекалась, пробовала разные техники и поняла одну истину – художник должен быть свободным, дерзким и с долей авантюризма».

Случайное объявление