Аутизм – не приговор!

2

2 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

В этот день Чапаевск присоединился к Всемирной акции «Зажги синим», цвет которой был выбран неслучайно ‒ по статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек. С целью привлечения внимания общественности к данной проблеме в Чапаевском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» под руководством педагогов-психологов прошли тематические мероприятия с воспитанниками центра. Ребята активно принимали участие в мастер-классе по изготовлению фигур из воздушных шаров, рисовали тематические плакаты, мастерили «дерево толерантности», также воспитанники центра приняли участие во флешмобе «Зажги синим».

О том, что такое аутизм и что делать чапаевцам, столкнувшимся с расстройствами аутистического спектра, рассказала заместитель директора по реабилитационной работе ГКУ СО «Чапаевский РЦДиПОВ «Надежда» Анна Петровна Силантьева.  

 

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ

Аутизм был и остаётся наиболее загадочным психическим заболеванием, наиболее ярко проявляющимся в детском возрасте. В России за последние три года количество детей аутистов возросло на 25%. Детский аутизм – заболевание, относящееся к общим расстройствам психического развития, при которых отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности ребёнка. На сегодняшний день не существует объективного исследования ‒ анализа крови, показателей по УЗИ, КТ, МРТ или какого-либо другого обследования, которое может подтвердить или исключить расстройство аутистического спектра. Ребёнок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от уровня образования, возраста и социального статуса родителей!

Жизненное пространство ребёнка c расстройством аутистического спектра требует особой заботы и специальной организации. Дело в том, что дети аутисты очень ранимы, и это делает их беззащитными перед окружающим миром. Пространство, в котором они живут и развиваются с помощью социума, приобретает особую, терапевтическую значимость. Родители должны взять на себя ответственность за благополучное развитие «особого» ребёнка, что подразумевает сознательный подход к его обучению и воспитанию. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем раньше начнётся коррекционная работа с «особенным» ребёнком и тем успешнее будет проходить его социализация. Окружающие, оказываясь рядом с ребёнком аутистом, который перевозбуждён или ведёт себя неадекватно в социуме, должны быть толерантны и не навязывать свои советы родителям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. 

 

ПРОЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА

Часто, в раннем возрасте, ещё до появления симптомов заболевания, бросающихся в глаза, у малыша могут отмечаться особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма: ребёнок не реагирует на своё имя и часто ведёт себя так, как будто не слышит обращённой речи, не улыбается или редко улыбается, избирателен в еде, не использует указательный жест, избегает телесных контактов и не позволяет себя обнимать, взгляд у него поверхностный и неглубокий. У ребёнка отсутствуют коммуникативные навыки в любой период детского возраста – он не контактирует с детьми, предпочитает одиночество, в ситуации новизны у него появляются страхи и тревожность, особую привязанность ребёнок испытывает к своей маме. Также можно наблюдать стереотипные бесцельные движения в поведении ‒ потряхивания руками, раскачивание тела, раскручивание предметов, такие дети разрывают на тонкие полоски бумагу, перекладывают длительное время предметы с места на место, играют с предметами мебели. 

Несмотря на то, что такие дети предпочитают одиночество, на самом деле им очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не умеют ориентироваться в обстановке. Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задираться. Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь. Конечно, так друзей он не заведёт, но и по-другому он не умеет. Требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

Как только специалисты подтвердили ваши опасения, не нужно паниковать. Несомненно, быть родителем ребёнка с диагнозом «аутизм» ‒ это сложно. Для начала стоит успокоиться. От того, что наши дети болеют, мы не перестаём любить их и желать им счастья. Не нужно закрывать глаза на проблему. Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть, она достаточно серьёзная и её надо решать, тем больше вы поможете ребёнку. Специалисты утверждают, что ранняя диагностика и раннее вмешательство приносят свои плоды, и примерно в 50-60 % случаев позволяют к школе снять диагноз «аутизм» или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в обычной школе состояние. Несомненно, придётся измениться и изменить свою жизнь, но это не перемены к худшему. 

Уважаемые родители! Если вашему ребёнку поставлен диагноз, относящийся к расстройствам аутического спектра, помните, это не приговор! Не нужно изолировать ребёнка от общества, не нужно замыкаться на собственных страхах и впадать в депрессию. В нашем центре вы можете пройти курсы комплексной реабилитации. Квалифицированные специалисты помогут преодолеть трудности. Приходите в Чапаевский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» по адресу: ул. Ярославская, д. 9, телефон: 8 (84639) 3-20-19.

Случайное объявление