ЧЕЛОВЕК СПОРТА

109

Все мы радуемся победам спортсменов, их достижениям и наградам на соревнованиях, зачастую забывая о том, что эта победа результат работы не только спортсмена, но и его тренера. Сегодня, в канун Дня физкультурника, мы встретились с заслуженным тренером России Мариной Ивановной Востриковой и поговорили о том, где и как начинают свою работу будущие чемпионы.

– Марина Ивановна, как началась Ваша тренерская работа?

– По образованию я инженер, и даже 9 лет проработала по специальности, но спортом занималась всегда и в свое время стала мастером спорта по лёгкой атлетике. Мой муж военный, служил он в Забайкалье, а в 1992 году его сократили. Нам дали возможность написать рапорт и определиться туда, куда мы захотим. Стали выбирать. В крупные города нашей области очередь шла долго, и мы остановили свой выбор на Чапаевске. В то время руководителем комитета физической культуры города был Николай Иванович Спирин, он  предложил мне работу тренера. Так, в 1996 году я стала заниматься с детьми, начала свою работу на базе школы №10.

– Как началась Ваша работа с «особенными» детьми?

– С детьми с ограниченными возможностями я начала работать в 2005-2006 годах. Тогда я познакомилась с Николь Родомакиной. Николь занималась в группе со здоровыми детьми, и я порой, сама увлекшись тренировкой, забывала о её особенностях. Николь добилась того, что и в городе, и в области она стала лидером среди здоровых ребят. Мы даже ездили на всероссийские соревнования среди учащихся, и она была там первой. Николь  долго сопротивлялась и не хотела идти заниматься в инвалидный спорт. Сегодня она многократная чемпионка мира и России.

– Как Вы познакомились с Вероникой Дорониной?

– В 2009 году я случайно увидела Веронику в спортзале, она сразу привлекла  моё внимание. Я предложила ей заниматься вместе, и спустя какое-то время Вероника пришла к нам. Основным занятием мы выбрали для неё толкание ядра. В то время я работала с Николь, метанием ядра никогда не занималась, поэтому всю работу мне пришлось самой осваивать с нуля. Совместные тренировки девчонок шли на пользу обеим, они перспективные спортсменки. Вероника заряжалась боевым настроем Николь.

Тренироака в тренажерном зале

– Вероника выступает сегодня в новом виде спорта – гонке на колясках?

– Вероника получила травму локтевого сустава, и делать в полную силу то, что делала раньше, не может. Поэтому сейчас мы осваиваем новый для нас вид спорта – колясочные бега. Но я надеюсь, что после выздоровления мы все-таки вернёмся к метанию ядра, так как вижу потенциал Вероники в этом виде спорта.

– Есть разница в работе с детьми с ограниченными возможностями и обычными детьми?

– Конечно, разница есть. У этих детей свой мир, свои жизненные установки, и работать с ними по общим правилам  нельзя. Нужен индивидуальный подход к каждому. Здесь важна совместная работа тренера, ребенка и его родителей. Хочу призвать всех родителей никогда не сдаваться и верить в своих детей.

– Где в Чапаевске ребята с ограниченными возможностями могут показать себя?

– У нас в городе есть Центр адаптивной физической культуры «Стрела», там занимались и Николь, и Вероника. И Лера Фомина, с которой я сейчас работаю, тоже воспитанница «Стрелы». Поэтому, если у ребенка есть желание заниматься, я бы рекомендовала начать с Центра. Там ребята занимаются разными видами спорта, посещают бассейн, тренажёрный зал. И если есть задатки, опытные тренеры это обязательно заметят. Да и для общего развития и здоровья такие занятия не будут лишними.

Паралимпийская эстафета Сочи 2014

– В каком возрасте можно начинать свой путь в лёгкой атлетике?

– Если мы говорим о детях с ограниченными возможностями, то где-то с 14 лет. Но бывают и исключения, сейчас я планирую начать тренировки с девушкой, которой 25 лет, и раньше она нигде не занималась. Если же речь идёт про остальных детей, то не ранее 10 лет.

– Сколько раз в неделю проходят тренировки?

– Тренировки у нас проводятся 5 раз в неделю. С новичками 3 раза, им необходимо больше времени на восстановление.

– Сегодня очень много говорят об интеграции детей с ограниченными возможностями в обычные детские сады, школы и т.д. На Ваш взгляд, это правильное решение?

– Я считаю, это важная и нужная инициатива. Кроме того я, как тренер, очень хотела бы, чтобы к детям, которые занимаются спортом, с пониманием относились педагоги в школе и шли им навстречу. С Николь и Вероникой у нас не было никаких проблем в этом плане, в школе к нам относились с пониманием. А вот с Лерой Фоминой у нас очень  напряженный график. У меня в машине лежит её спортивная форма, я забираю Леру сразу после уроков, и у нас нет времени на отдых и раскачку – сразу тренировка.

– Ваши самые яркие впечатления?

– Очень запомнилась Олимпиада в Лондоне. Все места на огромных стадионах были заняты, многие приходили целыми семьями, с маленькими детьми. Потом я случайно услышала, что люди приходят зарядиться той энергией и силой духа, которую несут паралимпийские спортсмены. Я думаю, нам есть чему поучиться у наших чемпионов.

– Ваши пожелания коллегам к Дню физкультурника?

– Я желаю всем коллегам новых побед! Желаю всем любить детей и помнить, что главное – это здоровье!

Встреча с Президентом РФ

Случайное объявление