ВОСПИТАНИЕ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

41

По новому федеральному государственному образовательному стандарту детские сады начали свою работу в сентябре 2014 года. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, самый главный из которых – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного образования – это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.

О том, как строится сегодня работа с детьми в детском саду в соответствии с новыми стандартами, и какую роль в воспитании ребёнка должны играть родители, рассказала заведующая МДОУ №5  Лариса Евгеньевна Долгинцева.

 

– Лариса Евгеньевна, какова идея новых ФГОСов?

– Федеральные государственные образовательные стандарты вступили в силу в январе 2014 года, но детские сады перешли на новые стандарты с сентября 2014 года. Идея ФГОСов – выровнять стартовые позиции детей, живущих в городе и в селе. Раньше в детских садах программы были разные, единых требований и ориентиров не было. Во ФГОСах же есть целевые ориентиры, регламентирующие какими знаниями и навыками должен обладать ребёнок по окончании детского сада, и они для всех едины. В основном, это личностные качества – самостоятельность, инициативность, творческое развитие.

 

– Многие родители сетуют на то, что детский сад теперь ничему не учит. Да и само слово «обучение» уже в прошлом. Так ли это?

– Без обучения обойтись нельзя. Но обучение сегодня коренным образом отличается от того, что было раньше. Если раньше воспитателем проводились занятия, как в школе, то сейчас все занятия проходят в форме игры, и это гораздо сложнее для педагога. Воспитатель должен вовлечь ребёнка в процесс, заинтересовать его.

 

– Какие знания дает детский сад по новым стандартам?

– Готовность ребенка к школе долгое время определялась такими параметрами, как умение ребенка читать, писать и считать. А то, что ребёнок несамостоятельный, что он не умеет контактировать с другими детьми и распределять задачи, не принималось во внимание. Сейчас же дети по окончании детского сада должны уметь анализировать выполненную ими работу, оценивать свои ответы. Такое воспитание формирует личность ребёнка. Кроме того, уже со средней группы мы должны готовить детей к буквенному и звуковому анализу, работать со слогами, словами и предложениями. Это позволит ребенку научиться читать без посторонней помощи. Конечно, мы учим детей и считать тоже, но в игровой форме. Дети в пределах двадцати проводят операции на сложение и вычитание.

 

– Федеральные государственные стандарты предусматривают более тесное взаимодействие детского сада и родителей. В чем это взаимодействие выражается?

– Многие родители ошибочно полагают, что их миссия заключается лишь в том, чтобы отдать ребенка в детский сад, а дальше обучением ребенка будут заниматься воспитатели.На самом деле это не так. Во-первых, в соответствии со статьёй 44 федерального закона об образовании, первое приоритетное право воспитания принадлежит родителям, а мы, дошкольные учреждения созданы в помощь. Во-вторых, изменилась и форма взаимодействия дошкольных учреждений с родителями. Старые методы работы, такие как родительские собрания, консультации сегодня уже не актуальны. Родители стали равноправными партнерами в воспитании и обучении ребенка. Например, мы в нашем детском саду часто проводим различные детско-родительские проекты, когда родители вместе с детьми готовят работу на определенную тему, а потом презентуют её на общем собрании. Это дает возможность родителям лишний раз провести время со своим ребенком, обратить на него внимание, узнать о его интересах. Для ребенка же это опыт публичного выступления, совместной работы.

 

Воспитатель ГБОУ ООШ №23 структурного подразделения «Детский сад» Елена Валериевна Гриднева:

– Жизнь меняется очень быстро, и современные дети отличаются от тех, которые были, скажем, 20 лет назад. Благодаря новым правилам, ребенка сейчас не надо к чему-то принуждать, например, заставлять рисовать рыбку, когда он хочет нарисовать машинку. Если раньше в обязательном порядке все к первому классу учили буквы, то сегодня учитываются особенности развития ребенка, и если он еще «не дорос» до грамоты, заставлять его никто не будет. Кстати, именно из-за принуждения у многих детей на корню отбивается желание учиться. Из своего опыта скажу, что многие родители не то, чтобы понимают или не понимают ФГОС, они даже не интересуются, по какой программе их ребенок занимается и что он делал в саду в течение дня. Я считаю, надо делать курсы для родителей обязательными.

На мой взгляд, новый стандарт небезупречен, хотя в целом отражает правильное направление. Этот документ, по сути, меняет принципы работы детского сада, и позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех. Конечно, сегодня еще переходный период, и многие коллеги не до конца используют в своей работе нововведения, но думаю, это дело времени. В конечном итоге выиграют и дети, и родители.

Случайное объявление