Как воспитать счастливого человека

4

КАКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ПРИМЕНИМЫ К СОВРЕМЕННОМУ РЕБЁНКУ, ПОДСКАЖУТ ПСИХОЛОГИ

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок помогал по дому, чтобы хорошо учился, чтобы нашёл работу по душе и, главное, чтобы вырос счастливым и успешным. Чтобы во взрослой жизни у него всё сложилось именно так, нужно задумываться о воспитании, начиная с пелёнок. Кто, как не психологи, знают, как ладить с современными детьми, и могут помочь родителям сделать шаг в счастливое будущее своих деток? 

О правильном воспитании поговорим сегодня с психологом Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр» Вероникой Анатольевной Фёдоровой, работающей в Центре образования г.о. Чапаевск. 

 

‒ Вероника Анатольевна, можно ли «вырастить» счастливого человека?

‒ Самые частые вопросы родителей ‒ как сделать так, чтобы ребёнок учил уроки, убирал игрушки, чтобы ел ложкой, а не лез пальцами в тарелку, как избавиться от его истерик, непослушаний, как сделать так, чтобы он не грубил… И однозначных ответов у психологов на эти вопросы нет. Но есть универсальный совет ‒ родители не должны мешать своему малышу проявлять любознательность и самостоятельность, если они хотят «вырастить» счастливого человека. Взаимодействие взрослого и ребёнка ‒ это сложная система мыслей, установок, эмоций, привычек, в основе лежат кардинальные принципы, которые зависят от того, каким родители хотят вырастить своего ребёнка. Большинство родителей хотят видеть своего выросшего ребёнка счастливым и успешным. Но материальное и эмоциональное благополучие ‒ совершенно разные вещи. Ведь счастливый человек может быть и не очень высоко социально или финансово взобравшимся. Получается, родителям стоит задуматься о том, как воспитывать ребёнка, чтобы он вырос счастливым. 

Американский психолог Абрахам Маслоу изучал биографии счастливых людей, получающих удовлетворение от жизни. И он отметил несколько черт, свойственных этим людям. Они были оптимистичны, доброжелательны, имели небольшой круг верных друзей, глубокие взаимные чувства в отношениях со своими половинками. У них была адекватная самооценка, не завышенная и не заниженная, работа давалась им легко, так как труд они воспринимали, скорее, как игру. Психологи считают, что дети рождаются с потенциалом к такой жизни. К примеру, профессор МГУ, доктор психологических наук и автор учебных пособий по психологии Юлия Гиппенрейтер говорит, что в детях заложен потенциал не только психофизиологический в виде определённой массы мозга, у них есть жизненная сила, творческая сила. И если нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идёт вверх, потом замедляется, после может остановиться или даже падает вниз. Для того чтобы кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом начале поддерживать живые силы ребёнка, давать ему свободу развиваться. А это значит ‒ не мешать ребёнку проявлять любознательность. 

IMG_7040

‒ Всё чаще мы слышим, что современные дети ‒ «испорченные».

‒ Проблема с так называемыми испорченными детьми заключается в том, что они получают с избытком то, чего хотят, и получают недостаточно того, что им действительно нужно. А нужна им родительская любовь ‒ без ограничений и условий. Показывайте, что вы рады им и они важны вам, независимо от того, что происходит. У родительской любви не должно быть границ, в отличие от родительской заботы. 

 

‒ А как нужно ограничивать свою заботу о детях?

‒ Непременного вмешательства требуют только те ситуации, в которых речь идёт о сохранности жизни ребёнка. Чем старше становится ребёнок, тем больше ему нужно разрешать делать что-то самому. Торопиться поправлять ребёнка и делать что-то за него не нужно ‒ раздумья и самостоятельные попытки для дошколят важнее правильных ответов. В противном случае родители рискуют погасить в детях любознательность и способность к саморазвитию. Когда ребёнок карабкается на стульчик, он слышит «Давай я тебя подсажу», по мере взросления происходит нечто подобное. Если дети не будут слушаться, то мы их накажем, а если они будут слушаться, то станут скучными и безынициативными. Послушный ребёнок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить. Тот счастливый, успешный человек, которого мы хотели видеть в будущем, не получится, хоть мама или папа очень ответственно подходили к своим воспитательным функциям. 

‒ Современные родители начинают обучать ребёнка наукам в раннем возрасте. Прежде чем пойти в первый класс, большинство детей уже могут читать и писать, это правильно с точки зрения «взращивания» счастливого взрослого? 
‒ К вопросам раннего развития детей необходимо подходить очень внимательно и осторожно. Очень распространены сейчас методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Дети до школы должны играть. Причём психологи советуют не мешать свободной игре ребёнка. Не вмешивайтесь, когда ребёнок чем-то занимается, дайте ему это делать самостоятельно, не перехватывайте у него ничего ‒ никакое действие, ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик. Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание что-то делать. Дайте ребёнку повозиться самому. У мам и пап должно быть огромное уважение к ребёнку, к его пробам и усилиям.

 

‒ В погоне за «правильным» поведением зачастую родители наказывают детей. Метод кнута и пряника для современных детей актуален? 

‒ Наказание ‒ это давление на ребёнка. Наказание возникает, когда родитель хочет одного, а ребёнок хочет другого, и родитель пытается ребёнка «продавить». Типа «если не делаешь по моей воле, то я тебя накажу или подкормлю ‒ за пятёрки ‒ «рубль», за двойки плётка». Но метод кнута и пряника давно уже не работает! 

Безусловно, такое воспитание удобно для взрослых: ребёнок, который не шумит, не балуется и беспрекословно подчиняется взрослым, «слушается»… Но если мы забудем о своём удобстве и взглянем на это с точки зрения ребёнка, эта теория может быть не только неэффективной, но приводящей к обратным результатам.

Наша задача не в том, чтобы контролировать, то есть требовать беспрекословного послушания, давить или постоянно отдавать указания. Наша цель ‒ контролировать процесс обретения ребёнком контроля над собственной жизнью. Есть родители, которые предпочитают придерживаться теории свободного воспитания. Согласно этой стратегии, ребёнок растёт в условиях вседозволенности. Как показала педагогическая практика, такая теория не всегда себя оправдывает. Но между этими двумя крайностями обязательно должно быть что-то среднее, некая «золотая середина».

2010 292

‒ Если наказания и награды приводят к обратным результатам, какова тогда альтернатива? 

‒ Наказание и награда ‒ это две стороны одной «медали». Они призваны удовлетворять только потребности взрослых. Но хуже то, что наказания и награды лишают детей возможности рисковать, развивать креативность и самостоятельность. Современные эксперты выступают за демократичный подход к решению наиболее сложных видов поведения. Когда ребёнок совершает что-то плохое, родитель не ругает его, он пытается понять предпосылки его поведения и разработать альтернативы. 

Пример такого воспитания: допустим, сын взял немного денег из кошелька отца, чтобы купить конфеты после школы. Когда отец заметил пропажу, первое, что он сделал, успокоился, отбросив неприятные чувства, затем поговорил с сыном, объяснил, что знает, что сын любит конфеты, и понимает, что руководило им, когда он потянулся к кошельку, но этот поступок неприемлем, потому что брать деньги без спроса ‒ это воровство. Потом отец спросил, существует ли другой способ удовлетворить своё желание без воровства. Сын подумал и признал, что мог бы попросить деньги, а не брать их втайне, извинился. Если диалог с ребёнком о его проступке не принёс результатов, на которые вы рассчитывали, это не значит, что требуется более суровый подход. Причина может быть в том, что разговор, который планировался как диалог, в итоге превратился в монолог. Возможно, вы слишком увлеклись, стремясь разъяснить ребёнку свою точку зрения, и не выслушали его позицию. Быть хорошим родителем ‒ значит уметь слушать больше, чем объяснять!

Случайное объявление