СВЯТАЯ ТРОИЦА: БЕСЕДА СО СВЯЩЕННИКОМ

126

16 ИЮНЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ОТМЕЧАЮТ ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Праздник Святой Троицы, называемый ещё Пятидесятницей, посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает своё бытие Церковь Христова. 

О светлом празднике, символизирующем триединство Бога, мы побеседуем с настоятелем храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского иереем Ильёй Палибиным.

1

‒ Отец Илья, 16 июня Православная Церковь отмечает Троицу. В чём суть праздника? 

‒ Это очень важный праздник, хотя и не является двунадесятым. Праздник Святой Троицы – это событие, когда Церковь вспоминает единение Бога в совокупности. Мы верим, что Бог имеет несколько ипостасей: это Бог-Отец, Сын Божий Иисус Христос и Святой Дух. После вознесения Своего на небо Христос ниспосылает на своих учеников Святой Дух, и они после этого выходят на проповедь, продолжая дело Христа. Они рассказывают, что хотел донести до людей Христос: о спасении души, об искуплении, о внутреннем преображении. 

 

‒ Как православный человек должен провести этот воскресный день, праздник Троицы? 

‒ Православный человек и этот день, и остальные дни больших церковных праздников посещает храм – для того, чтобы почтить это событие, поучаствовав в богослужении и причастившись. У этой службы, конечно, есть свои особенности – сама служба длиннее, читаются особенные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь нас не оставил, чтобы заботился о нас, помнил о нас, даровал нам те блага, в которых мы нуждаемся, также просим, чтобы Господь нас, всех православных христиан, благословил во все времена. 

 

‒ В этот день храмы особенно красиво и необычно украшены? 

‒ Дух Святой назван Животворящим. Зелёные ветки символизируют жизнь, которая просыпается в деревьях после зимы, в иконописи зелёный цвет символизирует благодать Святого Духа. В зелёных облачениях служат священнослужители в день Пресвятой Троицы. И есть такая распространённая традиция, когда храмы украшаются ветками деревьев и травой. Но «соль» евангельских событий в том, что мы должны помнить, что Бог-Отец сотворил мир, Сын Божий пришёл в мир и повёл нас за Собой, а Святой Дух поныне находится среди нас в Церкви и через таинства нисходит на нас. И управляет нами не как роботами, а посредством согласия человека. Каждый человек имеет свободу выбора, в том числе свободу веры. Верующий человек для себя избирает, на что он готов ради Христа. Не сам Христос им управляет, а Дух Святой его направляет по жизненному пути.

 

‒ Накануне Троицы, в Троицкую родительскую Субботу, в Церкви поминают усопших. Именно в этот день, а не в сам праздник Троицы, принято ходить на кладбище?   

‒ Да, об усопших не нужно забывать. Если православные сугубо молятся и после богослужения идут на кладбище, чтобы местно помолиться, это неплохо. Ещё раз они просят Бога об упокоении родственников. И Церковь не зря устанавливает дни особого поминовения усопших – для того, чтобы показать такое некое разграничение. Троица и Троицкая родительская Суббота ‒ это два разных события. В день Троицы мы молимся Богу о живых, а накануне мы молимся об усопших. Всему своё время: усопшим – суббота, празднику – воскресенье, как верно в Евангелии сказано: «Кесарю кесарево, а Божие Богу».

 

‒ Бытует мнение, что в Троицкую родительскую Субботу можно поминать самоубийц. Что можно ответить тем людям, которые задаются этим вопросом? 

‒ Да, в церковь приходят люди и спрашивают, когда же молиться об этих усопших. Никогда! Церковь их не поминает, потому что они сами для себя выбрали свой путь. Никакая Вселенская суббота не вымолит таких людей. Этот запрет поминовения существует потому, что это бесполезно: как бы мы не молились усердно Богу, мы не можем отмолить самоубийцу. А в иных случаях это может быть пагубно для самого молящегося. 

Пока человек жив, пока он борется с искушениями, со страстями, пока он пытается что-то в себе изменить, Господь ему помогает. Господь думает о нас чаще, чем мы о нём ‒ каждую секунду, о каждом из нас! Бог дал нам свободу выбора – в кого верить, во что верить, кому молиться. Как говорит Священное Писание, «блаженны не видевшие и уверовавшие». Так что некрещённых и самоубийц ни в Троицкую родительскую Субботу, ни на Радоницу, ни в какой другой день Церковь не поминает.  

 

‒ Что хочется сказать жителям Чапаевска в преддверии такого замечательного праздника ‒ Дня Святой Троицы? 

‒ Человеку нелегко бывает понять Божии законы. С точки зрения математики понятно, что, к примеру, 1+1+1, это три. Но в духовной среде по-другому. В случае со святой Троицей 1+1+1 будет один, то есть один Бог, но Он троичен в лицах. И это не разобщённые лица, а одно целое. Господь, Иисус Христос, Святой Дух всё делают одновременно. Ну, например, солнце одно, но оно одновременно и светит, и греет, и в то же самое время оно далеко. Также и Бог. Разумом это сложно понять, потому что мы живём по другим законам, но у нас есть другой замечательный инструмент – это сердце, душа. 

Но если душа полна греха, то человеку трудно понять пути Господни. А если человек старается жить по тем законам, которые Сам Господь дал, то ему легче ощутить присутствие Бога, даже внутри себя. Евхаристия – это тот невидимый мосточек, который соединяет человека и Бога, а значит, постичь Святую Троицу можно через Святое Причастие. В связи с этим светлым праздником хочется пожелать, чтобы все православные христиане в этот день ощутили присутствие Бога у себя в душе и приняли в себе благодать Святаго Духа. С праздником!

Случайное объявление