КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ «ВЕСНУ ДУШИ» И НЕ НАВРЕДИТЬ СЕБЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

8

ВЕЛИКИЙ ПОСТ – САМЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ И СТРОГИЙ ИЗ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОСТОВ

В Великий пост Церковный Устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты), во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников – Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву Субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе – до выноса плащаницы. Но эти правила ‒ строгий монастырский устав. 

На тему того, как вести себя во время поста, мы побеседуем с настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила г.о. Чапаевск ‒ протоиереем Ильёй Степановым.

‒ Отец Илья, после Масленицы у православных начался пост?

‒ Да, сейчас идёт Великий пост, самый продолжительный и самый строгий. Пост, который начинается за 40 дней до Страстной Седмицы и продолжается вплоть до Пасхи, с 11 марта до 28 апреля, а 28 апреля – Пасха. Согласно церковному Уставу пост заканчивается 20 апреля, а потом начинается Страстная Седмица, но она даже более строга, чем весь пост. В этом мы, кстати, отличаемся католиков, у которых Страстная Седмица входит в состав поста. 

‒ Почему такой срок у Великого поста – 40 дней?

‒ Первоначально пост был короче. Начиная со 2-3 века, когда он начал более-менее серьёзно оформляться, этот пост рос, рос и вырос до 40 дней ‒ в память о том, что Христос постился 40 дней перед выходом на проповедь. Традиция поста ‒ исключительно монашеская. Она формировалась в монастырях и фиксировалась в монашеских уставах. А потом обычные христианине, желая подражать монашескому делу, тоже стали следовать этой традиции, передавая её из поколения в поколение.

 ‒ То есть пост ‒ это прихоть христиан? И в Церковном Уставе нет такого правила, что все должны поститься?

‒ Да, всё, что происходит в церкви ‒ это прихоть христиан. Нет такого обязательного компонента для всех абсолютно, что, к примеру, жители Томылово с 11 по 28 должны поститься, да так, как прописано в Уставе… Это немыслимо. Христиане сами на себя накладывают такие бремена, видя или желая в этом увидеть серьёзные результаты. Кто-то строже на себя накладывает пост, постится по канонам, кто-то, по разным причинам, делает это в более слабой форме. Повторюсь, поститься ‒ это внутреннее желание христианина. 

‒ В чём заключается смысл поста?

‒ В некоторых случаях человек осознает, что всё, я прикладывал усилия, но сам с грехом справиться не могу ‒ меня надо спасать или я тону. В этом случае человек обретает нужду в Спасителе и обращается к Христу. И Господь его грехи при соответствующей мере покаяния прощает. Вот он алгоритм – подготовка к покаянию через самоограничение, самопокаяние, принесение его на исповеди, Причащение. Этот алгоритм на диване произойти не сможет. Нужно идти в храм, нужно готовиться к исповеди и Причастию. По покаянию, которое человек принёс, он должен изменить свою жизнь, сделать так, чтобы не только этого греха не стало, но чтобы он не хотел его больше делать. Нужно делать дела, которые бы подчёркивали, что теперь к этому греху ты непричастен и живёшь по-другому. Это смысл поста. Когда всё ненужное, как почерневший слой снега весной, потихоньку смывается и со временем пробиваются ростки новой жизни в тебе, некое преображение и как итог ‒ праздник Пасхи. Человек готовится к Пасхе ‒ через покаяние, молитву, пост, совершение каких-то добрых дел. Святые отцы пост так и называют ‒ «весна для души». 

‒ Пост ‒ это не только ограничение в еде, как полагают многие, пост – это ограничение во всех современных «благах», которые тянут?

‒ Да, это важное дополнение – «которые тянут». Нужно сделать так, чтобы душа была погружена в суету меньше. У нас, например, дома есть такое правило ‒ во время поста не работает телевизор, в пост мы вешаем на него красивую ткань. Как у Михаила Афанасьевича Булгакова один незабвенный герой предлагал не читать с утра советских газет, так и мы не смотрим телевизор, потому что там нет ничего полезного для души. В пост мы точно не поедем в кино и парки развлечений, в пост наши дети больше трудятся, исповедуются и причащаются. Ограничивать детей в пище нет смысла, потому что это не их выбор. Конечно, человек должен привыкать к тому, что в пост пища постная. Я люблю пост, потому что чаще на столе появляются мои любимые блюда – винегреты, салаты, постный борщ. 

‒ На что ещё обратить внимание человеку во время поста? Ограничения в пище и развлечениях, времени в соцсетях, ещё что-то?

‒ Ещё предлагается ограничение в половой сфере. А вообще нужно сделать так, чтобы мысли были не о чём-то сиюминутном, о чём-то характеризующем человека только как биологический вид. Но чтобы за время поста ощутить себя человеком, обладающим вечной душой. В любом случае человек ею обладает, но может этого не ощущать. В Священном Писании есть такие слова: «Ешь, пей, веселись, душа моя, много у тебя запасено всего…» и Господь отвечает: «Безумный! В сию же ночь душу твою возьмут у тебя». То есть надо думать больше о духовном, чем потакать плотским желаниям.

Надо помнить, что пост ‒ это не диета, а гораздо более сложные вещи. Если решили поститься, можно открыть православный календарь с указанием постов и там на каждый день сказано, что можно, что нельзя. Но если человек ограничивает себя только гастрономически, но при этом не исправляет свою жизнь, то смысла особого нет. Нужно ограничить себя в увеселениях, в половой сфере, празднословии, осуждении ‒ чтобы увидеть себя со стороны, увидеть свои грехи. Человек не только должен увидеть свои недостатки, но в них покаяться. 

‒ Как человеку правильно поставить эти рамки самоограничения? Ведь легко отказаться от того, без чего спокойно можно обойтись и сложно определить то, на что обратить внимание.

‒ Есть в Писании такое, когда Господь говорит: «Почему вы любите любящих вас? Так язычники делают. Любите ненавидящих вас и благословляйте проклинающих вас». Нужно найти то, что действительно сложно сделать. Пост ‒ отличное время бросить курить или пить, завязать с наркотиками. 

Для себя нужно определить меру поста, потому что далеко не всякий человек может ограничивать себя даже в пище согласно Церковному Уставу. Человек с заболеваниями ограничит себя, а потом все в храме на Пасху «Христос воскресе!» поют, а он в больнице под капельницей лежит. Очень важно определиться, что действительно нужно отдельному человеку. По совету с духовником ‒ священником, которому человек доверяет и исповедуется, можно пост ослабить. Так делать нужно, потому что каноны, по которым сформировалась практика поста, писались на побережье Средиземного моря, в Византии. Море у них не замерзает, гады морские и рыба в огромном количестве, мясо они практически не употребляют ‒ зачем бегать за животными, когда закинул сети и вытащил огромную рыбину, не уступающую по калорийности мясу животного… А всевозможные моллюски, октопусы, креветки разрешаются в самый постный день. Для нас это невообразимо, нет таких средств у русского человека, чтобы в огромном количестве есть такую пищу и так поститься.

‒ Получается, при неправильном подходе можно навредить себе?

‒ Нужно, чтобы пост принёс человеку пользу, но бывает и обратный эффект. У меня есть знакомая, заслуженный учитель. Она преподавала в православной гимназии и однажды после урока самый смелый делегат из класса задал ей вопрос, постится ли она. Она удивилась: «Да, конечно, откуда ты знаешь?» ‒ «Да вы на нас больше кричать стали». Себя нужно контролировать, конечно. И хотя всё индивидуально, в пост даётся послабление ‒ для учащихся, студентов, работников с тяжёлым физическим и умственным трудом, пожилых, больных. Им массово даётся благословение не так строго поститься. Ведь пост не должен добить остатки здоровья и не должен приносить человеку вреда, он должен вернуть человека на некую внятную орбиту жизни с той, которую он себе придумал. 

Случайное объявление