ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПРОШЛОГО

42

ВО ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА МЫ ПООБЩАЛИСЬ С РАБОТНИКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ЧАПАЕВСКА – ЭКСКУРСОВОДОМ О.В. МИТЯЕВОЙ

21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Профессия эта наверняка появилась давно. С тех пор, как люди начали активно путешествовать, посещать разные города и страны, им стало сложно обойтись без помощи профессиональных гидов. 

Практика показывает, что экскурсоводами часто становятся филологи, учителя, так случилось и с нашей сегодняшней героиней – экскурсоводом краеведческого музея Ольгой Викторовной Митяевой.

 

СТОЛЬКО ВСЕГО НЕОБЫКНОВЕННОГО

О профессии экскурсовода Ольга начала задумываться, ещё учась в школе: «У нас в школе был шикарный музей, посвящённый боевому пути 57-й гвардейской стрелковой дивизии. Так получилось, что наш класс принимал участие в работе этого музея, и я была школьным экскурсоводом. Мне безумно нравилось проводить экскурсии, было приятно делиться знаниями, интересными фактами». Особое удовлетворение от такой деятельности Оля получала, когда люди искренне удивлялись событиям, о которых раньше не знали, хотя живут в этом городе. 

Мечта узнавать новое и неизведанное и делиться этим с окружающими так и оставалась мечтой, когда Ольга поступила в педагогическое училище на учителя начальных классов, а затем окончила педуниверситет по специальности «учитель русского языка и литературы». За свою жизнь Ольга Викторовна успела поработать учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы, воспитателем, библиотекарем, пока её не пригласили в краеведческий музей. 

«Я нисколько не сомневалась, идти на эту работу экскурсоводом или нет, потому что это не только интересная работа, но и новый бесценный опыт. Где ещё можно узнать столько всего необыкновенного, как не в музее, ‒ рассказывает собеседница. ‒ Наш музей существует с 1968 года, открывался он как музей завода химических удобрений. Когда завод закрыли, а ДК имени Горького передали в ведомство города, музей стал муниципальным. Я работаю здесь с 2011 года». Многие экспозиции рождались с участием Ольги Викторовны, среди них история храма преподобного Сергия Радонежского и интерактивная площадка с русским подворьем.

 

ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ЭКСКУРСИИ

Самая первая экскурсия на новом месте работы была приурочена к празднованию 100-летия Чапаевска и, соответственно, посвящена истории города. «Это была автобусная экскурсия, ‒ вспоминает Ольга Митяева свой первый опыт. – Волнение, несомненно, присутствовало. Когда готовила экскурсию по городу, переживала ‒ как я это всё запомню, такое огромное количество материала: даты, фамилии, имена, отчества… Я представляла, что живу в том времени и наблюдаю за происходящим. Поняла, что надо эти моменты попытаться как бы прожить. Уже после первой экскурсии не было никаких сомнений, что это не моё, что надо это бросить, наоборот. Я решила учиться и стараться, чтобы мои экскурсии были интересными, чтобы я была востребована как специалист».

 

НОВЫЕ ЭМОЦИИ И ЗНАКОМСТВА

Минусов в своей работе Ольга Митяева так и не нашла, а плюсов, признаётся, огромное количество. Прежде всего это общение с новыми людьми, новый опыт, новые знания, новые эмоции. Хотя эмоции не всегда радостные. Если тема мероприятий военная, то порой очень сложно сдержать слёзы. «Думаю – если мне сейчас так тяжело, каково же было очевидцам событий!» ‒ переживает Ольга и на вопрос, как справляется с эмоциями, отвечает: «Дома материал посмотрю, проревусь, успокоюсь, ещё раз смотрю и ещё ‒ так до тех пор, пока не притупляются эмоции. Уже сил не остаётся их проявлять, они где-то внутри остаются».

Знакомство с людьми доставляет удовольствие и всегда мотивирует. «В процессе разработки экскурсий думаешь: «Как это всё интересно, как я раньше этого не знала!» и ломаешь голову над тем, как лучше подать материал, чтобы это не только запомнили, а чтобы это дошло до самого сердца, ‒ комментирует собеседница. – Общение часто бывает плодотворным: кто-то расскажет что-то новое, кто-то поделится чем-то и вдруг оказывается, что это та самая находка, которой не доставало в экскурсии. Помню, общаясь с одной женщиной, я узнала, как жители города к месту строительства храма Сергия Радонежского босыми ногами носили строительную смесь, как горожане разбивали в эту смесь принесённые яйца». А недавно на мероприятие приходили учащиеся 5 кадетского класса школы-интерната №1, которые были очень внимательными и дисциплинированными слушателями. Их учитель поделилась воспоминаниями об учениках этой школы, воевавших в Афганистане ‒ о Михаиле Кузнецове и Александре Садохине, которых она учила. Так что работа не только даёт Ольге опыт и знания, но и часто сводит с замечательными людьми. 

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ СЛУЧАИ

За 8-летний стаж столько экскурсий было, всех не упомнишь, несколько сотен: патриотические – про Афганистан, ленинградскую блокаду, битву под Москвой, этнографические мероприятия – про быт и традиции разных народов, населявших Самарскую область, и множество других. Ольга Викторовна радуется здоровому любопытству людей, рассказала случай, когда на экскурсию по городу приехали гости из Новокуйбышевска. Находясь в исторической части города, они попросили рассказать и о храме. «Показываю, рассказываю об истории, о фресках, ‒ делится воспоминаниями со мной экскурсовод, ‒ оборачиваюсь, а к гостям ещё несколько человек пристроились, слушают. Так и ходили с нами». 

Неплохими помощниками в работе часто становятся родственники, друзья, знакомые. Когда нужна какая-то информация, участвуют в её поиске. Муж делает видеофайлы, дочка настраивает на позитив, если тема военная. Как-то Ольга ломала голову над тем, как в одном мероприятии объединить 165-летие Самарской губернии и Масленицу. Нашла сведения о том, как отмечают Масленицу разные народности нашей области – русские, мордва и чуваши. Попались на глаза мордовские частушки, а как они переводятся, не знает. В поисках переводчиков обзванивала и соседей из села Вязовый Гай, в котором родилась. Соседка-мордовка не смогла перевести текст ‒ оказалось, она эрзя, а частушки на мокшанском. Тогда бывшие соседи поехали в другую деревню, где одна из пожилых жительниц перевела эти частушки. 

 

О ЧЁМ МОЛЧАТ ЭКСПОНАТЫ

Учителем Ольге тоже нравилось работать, и связь со своими учениками она до сих пор поддерживает. Она считает, что эти три профессии – педагог, библиотекарь, экскурсовод – похожи. Только педагог должен сообщить некие научные знания, а экскурсовод – достучаться до души, до сердца. Хотя собеседница признаётся, что не всегда это получается, у каждого человека свой жизненный опыт, свои ценности, которые за одно мероприятие переломить невозможно. Но часто истории экспонатов трогают посетителей так же, как и экскурсовода. 

Есть в музее Полковое знамя – потёртое, старое, хранящее славную историю. Это коллективная работа заводчан. Сначала стяг вышивали по разным цехам завода №309, а затем вручили сформировавшемуся в Чапаевске в октябре 1942 года 808-му артиллерийскому полку, отправляющемуся на фронт. Это знамя бойцы донесли до Берлина, а после победы вернули заводчанам. В 2007 году Полковое знамя попало в музей. «В такие минуты начинаешь жалеть, что вещи не умеют разговаривать, ‒ сообщает Ольга, ‒ наверняка они были бы самыми яркими рассказчиками! Разглядываешь порой экспонаты и думаешь – кто и как пользовался, к примеру, этими книгами ‒ какие-то из них читали, какие-то дарили, а на этом патефоне слушали музыку, кто-то танцевал… Очень хочется прикоснуться к истории, к судьбам других людей и хоть чуть-чуть приоткрыть завесу прошлого. Если дочь пойдёт по моим стопам и выберет работу в музее, я буду только за. Эта профессия нужная, интересная и благородная – сохранять и передавать историю».

Случайное объявление