ИХ ИМЕНА НЕИЗВЕСТНЫ, А ПОДВИГ БЕССМЕРТЕН

64

3 ДЕКАБРЯ В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

Тихо на кладбище. Даже щебетание птиц не нарушает покой тех, чьи имена канули в вечность. Только мягкий снег тихо поскрипывает под ногами, нехотя пропуская «непрошенных гостей». 

Через Самарскую область не проходила линия фронта, а на улицах Чапаевска не было ожесточенных боев, но, несмотря на это, и на территории нашего города есть могилы неизвестных солдат времен Великой Отечественной войны. Никто уже не вспомнит и не скажет, кто покоится под той или иной могильной плитой: безусый юноша или зрелый мужчина. На некоторых плитах даже не указан год захоронения. Коротких два слова «Неизвестный солдат» и красная звезда – это все, что осталось от нескольких десятков человек, умерших в годы войны в госпиталях Чапаевска.

К огромному сожалению, очень мало сведений сохранилось и о работе самих госпиталей, располагавшихся в нашем городе в годы Великой Отечественной войны.

 

ГОСПИТАЛИ ЧАПАЕВСКА

Большую работу по сбору сведений проделала бывший руководитель музея Чапаевского химико-технологического техникума Светлана Сергеевна Кожина.

До сих пор трудно сказать, сколько же госпиталей существовало на территории города: судя по номерам ‒ четыре, по архивным документам ‒ два (возможно, нумерация менялась или госпитали объединялись). Кто-то говорит, что было 3 госпиталя, имеющих важное значение, ‒ №1860, №3726, №5910. 

Не упоминаются и имена людей, спасавших жизнь раненых и способствовавших их возвращению в строй.

30 июня 1941 года формируется «второй» госпиталь №3276 на 300 коек. Он был расположен в здании техникума. В годы войны этот госпиталь возглавляли два начальника, сведения о которых сохранились в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в Подольске. 

Трудно представить в каких условиях работали медицинские работники в те нелегкие времена. Отопление и водопровод работали с перебоями. Часто приходилось мерзнуть, укрывая раненых двойными одеялами. Из-за нехватки медперсонала работали по трое, четверо суток, когда приходили санитарные поезда с фронта. Необходимо было оперативно принять их, разместить, чтобы поезд мог быстрее вернуться в прифронтовую полосу. Сразу же сделать первичную обработку ран и необходимые хирургические операции. Медперсонал валился с ног, но делал все возможное, чтобы сохранить жизнь бойцов.

В техникуме велись занятия, обучались специалисты. В лабораториях техникума осуществлялась отработка технологии получения новых в те годы медицинских препаратов-стрептоцидов. Произведена их наработка и выдана госпиталям для использования. 

Функциональными методами лечения охватывались все раненые больные. Хорошо была развита основа функционального метода ‒ лечебная физкультура, широко внедрена трудотерапия. Госпиталю удавалось возвращать в строй до 73 и более процентов раненых. Кроме того, с ранеными проводилась большая политическая работа, регулярно проходили политинформации, лекции, доклады, беседы. Так, в течение 1943 года в госпитале было проведено 72 лекции, показано 160 кинокартин, дано 99 концертов. 

Все госпитали обеспечивались газетами из расчета по 1 экземпляру на 10 человек. Каждый госпиталь имел свою библиотеку, но так как книжный фонд был ограничен, то через органы народного образования был организован сбор книг. Собрано свыше 400 книг.

Военный отдел горкома ВКП(б) совместно с горкомом ВЛКСМ подобрали для постоянной работы в госпиталях 38 лучших комсомольцев. Комсомолка Дон с завода №309 ежедневно посещала госпиталь, взяв шефство над 130 ранеными. Всех она снабжала бумагой, карандашами, конвертами. За тяжелораненых писала письма сама. Кроме того, она принесла для них две пуховые подушки из дома, достала для палат два патефона. В числе лучших агитаторов назывались имена Королевой (завод №102), Мячина (завод №15), Филатовой (завод №309). Шефская работа выполнялась ими после тяжелой трудовой смены или в выходные дни.

15 сентября 1945 года госпиталь №3276 был расформирован. Основная часть медицинского персонала продолжила жить и работать в системе здравоохранения Чапаевска. 

Из воспоминаний бывшего сотрудника городского «Краеведческого музея» Лидии Павловны Трухановой:
«Моя мама Вера Михайловна Кулаевская работала в годы войны в 27 цехе 102 завода, я помню, что их цех шефствовал над большой палатой в одном из госпиталей Чапаевска. Не скажу, сколько точно лет мне было, но я была еще дошкольником. Периодически мама брала меня с собой. В палате стояли обычные койки в два ряда, на которых лежали раненые, кто-то был без руки, кто-то без ноги. Мы никогда не ходили в госпиталь с пустыми руками, старались принести солдатам что-нибудь вкусненькое, а дети, как умели, поднимали им настроение. Я читала стихи и пела песни, в свою очередь, раненые обязательно старались угостить чем-нибудь и меня. Прошло почти 80 лет, а я до сих пор помню имена тех людей».

 

drS9PnHc9m0Выписка из госпиталя после лечения


(Лидия Павловна Труханова на фото слева в нижнем ряду)

Коротких два слова «неизвестный солдат», а сколько отваги, мужества и героизма скрывается за ними, какими родными становятся они для тех, кто ждет весточки о дорогих людях, пропавших без вести. Давайте никогда не забывать о том подвиге, который совершил советский народ, и о той цене, которая была заплачена за Победу. 

Случайное объявление