О ПОЛЬЗЕ ПЕСОЧНЫХ ФАНТАЗИЙ

14

Практически каждый из нас в детстве играл с песком – мы делали куличики, строили крепости и замки, «варили» кашу-малашу, прятали «секретики», рисовали разные сюжеты, закапывались… 

При взаимодействии с песком происходит общение с собственным миром фантазии. Волшебная пора детства быстро проходит, а общение с песком всё так же привлекает человека. Целые песочные скульптуры сооружают любители сыпучих крупинок. Даже психологи используют в своей работе песок. Метод песочной терапии становится всё более популярным среди психологов, педагогов и социальных работников. Его используют с целью помощи детям, взрослым, семейным парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. В Чапаевске методом заинтересовалась психолог по образованию Вероника Анатольевна Фёдорова.

 

ПРИКОСНУТЬСЯ К ГЛУБИННОМУ

Про метод песочной терапии Вероника Анатольевна узнала в 2005 году, когда обучалась в Самарском педуниверситете на психолога. Песочная терапия ‒ один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Этот способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. 

Вероника Анатольевна заинтересовалась этим методом и начала использовать его в своей профессиональной деятельности. Она прошла обучение по авторской программе «Арт-терапия: многообразие подходов» А.И. Копытина. «После обучения в Санкт-Петербурге методу «SAND-ART» в институте практической психологии «Иматон» провожу занятия на световых столах – планшетах», ‒ сообщает психолог. Свои занятия она проводит в группах, посещающих центр социального обслуживания населения в нашем городе.

 

«МЫ ЧТО – ДЕТИ?!»

Песочные картины легко появляются, легко рушатся, изменяются ‒ на смену одним зарисовкам приходят другие, старое уступает место новому. Таким образом создатель песочных картин получает полезный психотерапевтический опыт изменений, который может успешно перенести в свою жизнь. Сначала с участниками проводится ознакомительная беседа. «Когда взрослым предлагают рисовать песком, многие реагируют стандартно – мы что, дети?» ‒ комментирует психолог. В ходе беседы Вероника Анатольевна рассказывает о методе песочной терапии и о том, какие изменения происходят при взаимодействии с песком: «Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками и песком – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала». 

Затем Вероника Анатольевна приглашает участников к световым столам, и они знакомятся непосредственно с песком. Потрогав крупинки, женщины описали свои первые ощущения. Песок, по их мнению, чистый, приятный, мелкий, мягкий. «Если песок приятен на ощупь и посетителям занятий взаимодействие с ним комфортно и не вызывает неприятных ощущений, тогда мы переходим к занятию», ‒ комментирует психолог. Женщины с помощью пульта выбрали наиболее комфортный цвет для своего «песочного» стола. За счёт подключения цвета, мощнейшего подсознательного источника ассоциаций, релаксационные свойства песка заметно усиливаются, утверждают психологи. 

 

ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ

Участники группы сели на стулья, закрыли глаза. Под пение птиц и шум природы приятный мужской голос отправил женщин в лес. Они представляли прогулку по лесу, крепкие деревья. Затем Вероника предложила на песке нарисовать увиденное. Рисовать нужно было молча, не сбивая других. А так хотелось женщинам делиться впечатлениями от «прогулки по лесу»! Но песочная терапия отличается от разговорной. Разговоры подразумевают работу той части мозга, которая отвечает за рациональное мышление и использование слов. Работа с песком, игра и образы – это другая часть нас. Некоторые вещи многим очень трудно выразить в словах. Сэнд-арт помогает нам почувствовать другую сторону себя и выразить, осознать и проработать наши сильные стороны и трудности в совершенно ином ракурсе. 

Все участники занятия впервые на подобном «уроке». «В группе мы занимались рисованием, квиллингом, что до этого тоже никогда не делала, ‒ делится впечатлениями Т.М. Жидкова. ‒ Всё это вызывает лишь положительные эмоции. Наверняка со временем руку набьёшь и получаться будет лучше, правильнее и красивее, будет и настрой другой, тревога уйдёт. Я же переживала за то, чтобы всё получилось аккуратно и красиво. Когда мужской размеренный голос предложил представить лес, почему-то перед глазами возникла аллея из голубых елей в Нагорном посёлке». Татьяна сообщила, что на песке рисовать не очень сложно, он приятен на ощупь. 

Одна из женщин призналась, что когда нужно было вообразить себя деревом, где ноги – это крепкие корни, а руки – это ветви, у неё заболело колено. А как только она начала рисовать на планшете с песком, все тревоги и неприятные ощущения исчезли. Женщина назвала это чудом. Кто-то ярко представил себя каштаном, кто-то – елью. Удалось представить лес, облака, тёплое солнце, грибы, птиц, и даже ёжики у кого-то бегали. 

Прогулка по лесуПрогулка по лесу

ИГРА В ПЕСОК

Некоторые детали «художницы» стирали и переделывали. В цветовой песочнице нет ничего постоянного. Картины меняются в зависимости от эмоционального настроя. Это словно сказка, в которой человек является волшебником и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его ‒ в пространстве песочницы возможно решение самых разнообразных проблем. Развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты.

«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Юнг, основатель аналитической психотерапии. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает. 

Благодаря занятиям в центре соцобслуживания многие чапаевцы имеют уникальную возможность взаимодействия с песком на световом планшете. После занятия с психологом и работе с песком у всех участников поднялось настроение, ушли тревоги, появилось спокойствие и ощущение внутренней гармонии.

Случайное объявление