НА ТАКИХ ЛЮДЯХ ДЕРЖИТСЯ МИР

158

СЕРГЕЙ ХИХИН – ЕДИНСТВЕННЫЙ ЖИТЕЛЬ ЧАПАЕВСКА, КОТОРОМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ РОССИИ

«Война – это всегда страшно, война – это всегда горе, война – это всегда слезы, которых море, море…» 

Сколько боли и слез принесли октябрьские события 1993 года в Москве жителям Чапаевска сегодня уже не скажет никто. «За несколько дней через наш дом прошел, наверно, весь город. Приходили родные, друзья, одноклассники, знакомые и незнакомые люди. Все старались поддержать, утешить и никто не верил, что Сережи больше нет», ‒ вспоминает сестра Героя Российской Федерации Сергея Анатольевича Хихина – Ольга Чехмалина.

IMG_9450

ИМЯ ГЕРОЯ

В 2004 году по инициативе городского военкомата и с согласия родителей Сергея Хихина школе №10, в которой он учился, было присвоено имя Героя. «Мы помним имена всех наших выпускников, которые погибли в различных горячих точках, каждое утро нам напоминают о них мемориальные доски, висящие у входа в школу. Каждому поколению школьников мы обязательно рассказываем о тех ребятах, которые для нас навсегда остались молодыми», ‒ рассказала нашей газете заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск Марина Алексеевна Артюхина. В школе мне дали адрес и телефон сестры и родителей Сергея Хихина, которые согласились на встречу.

 

ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ

С замиранием сердца подошла я в назначенное время к дому родителей Героя, как-то неспокойно было на душе. На пороге меня встретили Татьяна Константиновна – мама Сергея и его сестра Ольга. Скромная обстановка квартиры напомнила 90-е, кажется, что в этом доме время остановилось, как будто на календаре не 2018, а 1993 год – последний год жизни молодого десантника.

«В октябре этого года исполнится 25 лет, как Сережа погиб. Он прожил меньше, чем его уже нет», ‒ с болью в голосе начала свой рассказ Татьяна Константиновна.

«Сережа рос добрым, веселым, ласковым мальчиком, с ним никогда не было проблем. Он хорошо учился, был душой компании, активно участвовал в жизни школы. Вместе с Советом дружины «Беспокойные сердца» каждый год на 1 мая и на октябрьскую обязательно ходил в поход. Ребята брали с собой палатки и оставались на природе с ночевкой, очень уж он любил эти походы.

Сережа никогда не отличался крепким здоровьем, а в 11 лет сильно заболел, практически не вылезал из больницы: бронхит, острый бронхит, бронхиальная астма. Детский врач посоветовал свозить его в Самару к аллергологу, выяснилось, что у него была сильная аллергия на дафнии (корм для рыб), тогда мы как раз поставили дома аквариум. До 15 лет мы с сыном каждую неделю ездили в больницу им. Калинина, сдавали анализы и проходили процедуры. А в 15 лет он купил себе гантели и сказал, что в больницу больше не поедет: «Хватит. И так за эти годы всю кровь сдал!». Сережа начал активно заниматься спортом, закаляться. Когда пришло время призыва в армию, то он просто запретил мне говорить о его болезни, сказал, что всё равно пойдет служить. Если бы врачи знали реальное положение дел, то его бы не взяли в армию.

По стечению обстоятельств Сережу взяли в ВДВ, исполнилась его мечта ‒ носить голубой берет, хотя в детстве он даже на качелях не мог кататься, его сразу укачивало. Сколько было радости, что он теперь десантник, а уж после первого прыжка восторгу не было предела. Несмотря на трудности, служба ему очень нравилась, он даже в отпуск домой не пошел, говорил, что раньше вернется домой. Ему оставалось дослужить всего два месяца. Когда мы узнали, что их перевели в Москву, постоянно смотрели новости по телевизору. Последний разговор с ним состоялся 3 октября за день до  гибели. «Сидим в полной боевой готовности. Ждем!» ‒ сказал он нам, особо разговаривать было некогда. После того, как 4 октября в Москве произошло вооруженное столкновение, все было тихо, и только 6 числа нам принесли ту роковую телеграмму. Позднее нам сказали, что из снайперской винтовки он получил тяжелое ранение в голову и был доставлен в больницу, но врачи не смогли его спасти, поэтому телеграмма пришла не 4, а только 6. Но теперь это уже не важно», ‒ продолжила Татьяна Константиновна.

От Сережи осталось немного: фотоальбом со снимками, пожелтевшие письма и теплые воспоминания в сердцах всех, кто его знал. Память сильнее смерти, она словно костер не только освещает, но и согревает всех, кто находится рядом. Сегодня мы хотели бы поделиться с вами, наши дорогие читатели, воспоминаниями Раисы Васильевны Ищейкиной, классного руководителя Сергея, которая его очень хорошо знала. 

«Сначала хочу выразить родителям Сережи, Анатолию Васильевичу и Татьяне Константиновне, самую сердечную признательность за воспитание такого отличного парня. Никто и ничто не может их утешить, потеря их безвозвратная. Но поблагодарить мы их обязаны: их сын отдал за нас свою такую короткую жизнь. Ведь ему 27 апреля исполнилось только 19 лет.

Сам Сергей своих родителей глубоко уважал. Он очень старался не огорчать их, он как бы переживал заранее то, что должны пережить они за «3» по русскому языку, и не всегда выходил, как мы говорим, в «хорошисты». Как-то на собрании я сказала маме, что к Сереже у меня претензий нет, что он ведет себя достойно и учится хорошо. А мама ответила: «Разве это хорошо? По русскому языку «3»».

Но я знала, что для Сергея это была большая победа. Он добросовестно учил все правила, но не всегда их применял. Очень уж увлекался в своих рассуждениях в сочинениях. А учительницу свою по русскому языку Валентину Михайловну Шевченко он просто обожал. А когда узнал о ее смерти, очень огорчился и в письме мне написал о ней очень теплые слова…

Сережа со всеми простился перед армией, прибегал и ко мне. Такой радостный, возбужденный, смешливый, много шутил и смеялся. Все спешил скорей уехать, он вообще очень торопился жить, как будто знал, что мало ему отмерено в этой жизни.

На таких, как Сережа, опираемся мы, учителя, в своей работе. На таких порядочных парнях держится армия, мир держится на таких людях.

Трудолюбие, отзывчивость, уважение старших, культура поведения – думаю, это все от родителей. Они хорошо подготовили его к школе, легче ему и в армии было.

Выносливость, терпение, доброта, милосердие, интеллигентность. Можно еще говорить о многом, все это прослеживается в его письмах. Они заставляют о многом задуматься: он рассуждает о смысле жизни, о поведении в армии, делает выводы.

Меня всегда удивляла реакция ребят на справедливые замечания Сергея. Он постоянно высказывал свое мнение, в глаза высказывал все, что думал о ребятах. Удивительно, что они не обижались на него. И всегда жалел учителей. Вот за справедливость и уважали его все.

Компанейский он был, легко сходился с людьми, очень общительный, имел много друзей. Увлекался техникой, спортом, музыкой, много читал, любил слушать, умел слушать других, к нему поэтому тянулись.

Помню, в пятом или шестом классе одному мальчику грозило второгодничество: сбегал с уроков, не выполнял задания, не слушал в классе. Родители измучились с ним. Очень ленился. Так Сережа со своими друзьями тащил его в школу чуть ли не на руках, заставляли сдавать зачеты, пришли с ним на осенний экзамен и вытащили его. Любил Сергей людей. Был добрым, чутким товарищем.

Никогда не отмалчивался, на все реагировал, за справедливых заступался. В классе много было мальчиков, очень часто они дрались. Я в первые годы боролась с драчунами.  А он иногда говорил: «А за дело, Вы сами говорили, что за правое дело можно биться»».

IMG_9453

Последнее письмо домой

Здравствуйте, мои родные, любимые, мама, папа, Оля, бабуля и Лена.


Даже не знаю с чего начать. Сейчас буду оправдываться. Вы, наверное, заждались уже меня. Но, по-моему, я уже не приеду. 


У меня же тут горе случилось. Сам командир полка (папа объяснит, что это такое), забрал у меня мой новый камуфляж, в котором я собирался ехать домой. Хотел приехать  к вам красивым десантником, а приеду в обычной гражданке. Когда начнут увольнять – не знаю, но приказ об увольнении вышел 15 сентября. Узнаю – напишу.


 Сейчас в полку у нас боевая тревога. Готовимся вступить в Москву. Ждем команды. Может, отпуск будет, а может, нет. Приготовили бронежилеты, каски, саперные лопатки, которыми учат «орудовать» каждый день. По телевизору вроде говорят, что войска вводить не будут, но кто его знает. В бригаде ОМОН, которая сейчас в Белом доме, уже есть раненые. Вот такие дела! Так что простите, но домой в отпуск я не приеду, может оно и к лучшему.


К Новому году буду дома! А может и на Ленин день рождения. Не огорчайтесь. По сравнению с тем, что прошло, осталось совсем немного! 


Я вас всех очень люблю.    До свидания! Ваш Сергей!

 

Случайное объявление