ЧТОБЫ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ» НЕ СТАЛ СЛАБЫМ И БЕДНЫМ

10

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

На прошлой неделе в Самаре завершился областной этап конкурса  «Учитель года», в котором принимала участие молодой педагог школы №3 городского округа Чапаевск Анна Игоревна Кутырева. Она представила на суд своих коллег технологии по изучению русского языка и литературы, которые успешно применяет в своей практике. О том, чему и каким образом педагог учит ребят школы №3, мы решили узнать поподробнее.

 

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ?

«В школе я работаю уже третий год, преподаю русский язык и литературу в 5, 7 и 9 классах. Когда начала заниматься с ребятами, то поняла, что многие из них не умеют высказывать свое мнение, не могут правильно строить лаконичные законченные предложения. Конечно, в повседневной жизни они очень активно общаются друг с другом, но как только дело доходит до пересказа, они сталкиваются с огромными трудностями. Я стала искать методы, которые помогут решить эту проблему. Моё внимание привлекла техника проблемного диалога, которая была разработана Еленой Леонидовной Мельниковой применительно для математики и английского языка. Изучив и проанализировав этот метод, я стала разрабатывать задания для своих предметов. Его суть заключается в том, чтобы побуждать школьников к развернутому диалогу. Не идти по принципу «Да» – «Нет», а уметь задавать вопросы и развернуто, аргументировано на них отвечать. Для этого нужно размышлять, анализировать, делать собственные выводы и не бояться высказывать свое мнение. Применяя данную технологию на практике, я увидела, что детям это интересно, с развитием их устной речи стала совершенствоваться и письменная, им стало легче писать сочинения. 

В этом году выпускникам 9 классов Самарской области предстоит впервые сдавать устный экзамен по русскому языку. Требования к ответам довольно серьезные – ученики должны не просто ответить на вопросы, а ответить грамотно и аргументировано. Поэтому технология проблемного диалога окажет ребятам большую помощь и в сдаче итоговых экзаменов», ‒ рассказала нам Анна Игоревна.

 

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

«Я закончила школу в 2008 году, прошло каких-то 10 лет, и сегодня сравнивая себя с современными школьниками, наблюдаю тенденцию к загрязнению и упрощению речи. На мой взгляд, большую роль в этом сыграло огромное количество новых технологий в сфере связи. Для меня мобильный телефон – это средство связи, не более, у меня нет к нему привязанности, тяги. Сегодня же у многих детей очень тесная связь со своими гаджетами, все их интересы сводятся к общению в социальных сетях и путешествию по интернет-сайтам, где зачастую представлена низкопробная информация, с большим количеством ошибок. Всё это ведет не только к снижению уровня грамотности, но и к снижению заинтересованности чем-либо, сегодня среди школьников единицы интересуются театром, искусством. Своими силами я веду группу в социальной сети, посвященную изучению русского языка и литературы, стараюсь повысить мотивацию детей к чтению художественных текстов высокого качества. Давно доказано, что у человека, который много читает, повышается уровень грамотности, развивается внутренняя культура», ‒ продолжила своё повествование учительница.

 

НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ

«Сегодня очень важно заинтересовать детей, привлечь их внимание, и я, как могу, стараюсь это сделать, ‒ в подтверждение своих слов Анна Игоревна обратила мое внимание на портреты писателей, которые висят в ее кабинете прямо над доской, ‒ я специально повесила фотографии писателей таким образом, чтобы в одном ряду висели известные им изображения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, а в другом зарубежные писатели, которых некоторые из них видят впервые. Ребятам, конечно, очень интересно узнать, кто же изображен на фото, а у меня есть возможность рассказать им о тех произведениях, которые не вошли в школьную программу, но будут интересны читателям их возраста.

Я сама выбрала профессию филолога благодаря примеру своего замечательного учителя, преподавателя русского языка и литературы школы №1 Ларисы Александровны Федякиной. Мы до сих пор продолжаем с ней встречаться, общаться, только теперь уже как коллеги. Мне очень комфортно работать в школе с детьми среднего возрастного звена, здесь есть простор для творчества, ребята вдохновляют меня на поиск нестандартных способов подачи информации. Я благодарна всем педагогам, которые помогали мне и словом, и делом участвовать в нескольких этапах конкурса «Учитель года»: Н.Н. Рачейской, Е.В. Соловых, Е.Д. Шипиловой, Н.Р. Ваганян, О.К. Яговой, И.И. Ицкович», ‒ поделилась Анна Игоревна.

CIMG6725Лауреаты областного этапа конкурса "Учитель года 2018"

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«Чтобы ваш ребенок был грамотным и коммуникабельным, обращайте внимание, насколько качественно он выполняет домашнее задание, задавайте ему вопросы по пройденному материалу или прочитанному тексту.

Разговаривайте с ребенком, побуждайте его к развернутому диалогу. Пусть он расскажет вам, что рассказывали в школе, что нового и интересного он узнал или прочитал», ‒ рекомендует учитель русского языка и литературы Анна Игоревна Кутырева.

Случайное объявление