И ВЛЕКУТ ПРОСТОРА ДАЛИ БЕЛОБРЫСОГО МЕНЯ…

66

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЧАПАЕВСКОГО ПОЭТА АЛЕКСАНДРА МАЛУХИНА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ С ЛЮБОВЬЮ – ЛЮБОВЬЮ К САМОЙ ЖИЗНИ, ПРИРОДЕ, СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ… 

Многие жители нашего города, которые так или иначе интересуются творениями чапаевских поэтов, наверняка слышали стихотворения Александра Малухина. А что нам известно о нём самом, так просто и красиво изливающем на бумаге музыку своей души?

О РОДИТЕЛЯХ

Отец Александра, Николай Ильич, родился 7 апреля 1923 года в крестьянской семье в селе Еропкино Сергачского района Нижегородской области, в 30-х годах семья переехала в Чапаевск в бревенчатую казарму на улице Рабочей. В 1940 году отец закончил ФЗУ, получил 2 разряд токаря и был принят на работу по специальности в 15-й завод, где и застала его Великая Отечественная война. Мама, Анастасия Елисеевна Дергачёва, родилась 8 ноября 1923 года в старообрядческом селе Верхнепечерское Безенчукского района Куйбышевской области. Семья жила в бедности, поэтому в семилетнем возрасте маму отдали в соседнее село к более обеспеченным хозяевам, чтобы нянчить их младенца за питание. Когда началась война, маминого отца и двоих старших братьев призвали на фронт. Мама перебралась в Чапаевск к своей тёте и стала работать на 15-м заводе ученицей лаборантки. Там и познакомились родители. 12 октября, в прошлый четверг, было 72 года, как они вступили в законный брак. Как только началась война, отца перевели на более ответственное место, это обслуживание прессов Шпенглера, на которых изготавливались тротиловые шашки, отец усовершенствовал пресс, видоизменив конструкцию, так что теперь изделие делалось за одну операцию. Всю войну родители работали от звонка до звонка, получили медали за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 

Ретро

«Многие горожане видели ярко-жёлтые от работы с тротилом руки. Такие руки были и у мамы, ‒ делится воспоминаниями Александр. ‒ Но золотыми были не только руки у моей мамы, но и душа».

 

РАДУЖНОЕ ДЕТСТВО

Александр – седьмой ребёнок в семье, родился в 1960 году. Детство прошло на улице Таганрогской, которую до сих пор часто видит во сне. Воспоминания о детстве – только в радужных тонах. Самая добрая и прекрасная мама на свете, гостинцы от лисы, которые приносил папа, рыбалка со старшим братом… Однажды восьмилетний Саша поймал рака на удочку, за хвост. Радость была непередаваемой. Гораздо позже он узнал, что это были проделки брата. Стихи начал писать тоже в детстве, как сам признаётся, по ошибке: одноклассница после уроков забежала к Саше, передала домашнее задание ‒ написать на двойном листе стихи о весне, нарисовать картинку на весеннюю тему. Все домочадцы поняли задание буквально и удивлялись, что такое задают второклашкам. Вот так и появился первый стих, и первая рецензия была получена от учителя, которая заключила: «Это не стихи!» Но Александра это не остановило, он начал писать шуточные стихотворения для друзей, в молодости появились строки о любви. 

 

РАБОТА ПРЕЖДЕ ВСЕГО

По окончании школы поступил в Куйбышевский сельскохозяйственный институт ‒ за компанию с одноклассником. Поехал работать в Калужское областное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, в управлении капитального строительства был старшим инженером, в 1985 году стал начальником управления организации технического обслуживания предприятий районных агропромышленных объединений, в подчинении было 24 станции технического обслуживания ‒ 12 000 автомобилей, 10 000 тракторов…

Затем произошла реорганизация сельскохозяйственной отрасли, перспектив на получение жилья не осталось, сколько можно жить в общежитии? Александр решил вернуться на свою малую родину. В Чапаевске в разное время работал слесарем на заводе «Металлист», слесарем в механическом цехе на силикатном заводе, в 1995 предложили должность конструктора, затем стал начальником, после работал в ЗАО «ЛАЭС», в данный момент ‒ главный технолог в ООО «Опытный завод резервуаров и металлоконструкций», а также ведущий конструктор в проектном институте «ПриволжскНИПИнефть».

Коллеги очень по-доброму отзываются об Александре: ходячая энциклопедия, кладезь знаний, замечательный конструктор и коммуникабельный человек, вобравший в себя все самые хорошие качества…

 

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА

Жизнь прекрасна, считает сам Александр, и нет ни одного довода против этих слов. Несмотря на то, что обожает свою работу, отдых ему необходим. Ведь именно в такие дни с радостью на велосипеде укатил бы он по своей любимой плотине до самого конца, до 102 завода, один на десятки вёрст, смотря во все стороны, крича во всё горло любимую песню «Ой ты, степь широкая», здороваясь с речкой, наблюдая необыкновенно красивый рассвет над славным Чапаевском. А домой вернуться засветло, пока весь дом спит. Это ж такое счастье! И это счастье читается в каждом стихотворении чапаевского поэта Александра Малухина:

Глупый дождь под солнцем рыжим
Наигрался, сорванец…
Беззаботно небо лижет
Семицветный леденец.
Воздух травами настоян
На ромашковом вине, 
Многозвучие густое
В чуткой, влажной тишине…

 

Родною улицей ведом
Родною улицей ведом…
В нежданный миг,
Там, где когда-то был наш дом, ‒
Мой снеговик…
Меня ты, видимо, забыл…
А я так рад!..
Ведь это я тебя слепил
Сто лет назад…
Таким же круглым ты и был
В последний раз
И лишь на пуговки сменил
Уголья глаз…
А это, в сущности, пустяк…
Зачем грустим?
За всё, что слеплено не так,
Себя простим…
Теперь-то знаем мы с тобой,
И ты, и я:
Всё возвращается порой
В круги своя…
И никого не будет впредь
Счастливей нас…
Хоть с грустью станем мы смотреть
В две пары глаз
Сквозь конус света фонарей
В двадцатый век…
И пухом майских тополей
Кружится снег…

 

Лето детства
Затерялся список где-то ‒
Не печалит сей итог ‒
Книг, что задал нам на лето
Наш наивный педагог.
Подбивают бросить книжку,
Даже если дорога,
Конопатого мальчишку
Конопатые луга.
И влекут простора дали
Белобрысого меня…
Потому кручу педали
В направленье Ильменя.
По чапаевской плотине
Мчу железного коня
В ярко писаной картине
Солнцем сотканного дня.
Для восторженного Сашки
Большей нету красоты ‒
Фейерверками ромашки…
Если смотришь с высоты.

 

Прошлого дыханье…
Прошлого дыханье
Лишь немного глуше…
Листьев полыханье
Слабо греет душу.
Клёнами краснея,
Осень утешала:
‒ Вы знакомы с нею…
Разве это – мало?
Поманив из дома,
Развела дорога…
Мы с тобой знакомы –
Это очень много!
Осыпает оземь
Жизнь мою, листая,
Золотая осень
В инее – седая…

 

Семь чудес на свете…
Семь чудес на свете,
А с тобою – восемь…
Пробирает ветер
До озноба… Осень…
Осыпает листья,
С ними ‒ дни и годы,
И окрасом лисьим
Стелет огороды.
Опустевшим садом
Горевать не буду,
Отогреюсь взглядом
На восьмое чудо.
В тот же миг забуду
Злой озноб по нервам,
А восьмое чудо
Сразу станет первым.

 

Под стук колёс…
Под стук колёс бежала жизнь
В домах, стоящих у дороги.
Под общий ритм и дни лились
Такие схожие у многих.
Под стук колёс молилась мать:
Была уверена, что спим мы…
И, если время уезжать,
Тайком крестила наши спины.
Под стук колёс ушла во сне
В тот страшный час январской ночи.
И стук колёс стал как-то громче
Тогда в нещадной тишине.
И в январе ушёл отец,
И ясно стало в день тот стылый,
Что стук колёс питают силы
От умолкающих сердец.

 

 

Случайное объявление