ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, ИЛИ МОЙ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НА «КИТАЙСКОМ»

125

«Наша дочка сказала «мама»!» ‒ еле сдерживая бурю эмоций делилась с подругами Наталья. «Скоро болтать начнёт! ‒ со знанием дела ответила ей Ольга. ‒ Моя вот как начала, теперь не остановишь, правда, понять её сложно, как будто по-китайски разговаривает». «Твоя хоть по-китайски, мой вообще молчит, только «у» да «у», а уж скоро два с половиной года будет», ‒ расстроенно добавила Татьяна. 

Те, у кого есть маленькие дети, могут с лёгкостью узнать себя в одной из этих мам, ведь в один прекрасный момент каждый ребёнок начинает разговаривать, вопрос только в том, когда и как?

Детская речь ‒ это не только волнительные моменты, но и свидетельство нормального развития ребёнка. Специалисты утверждают, что с двух месяцев в норме ребёнок должен начать «агукать», в год появляются первые слова «мама», «папа», «дай» и т.д., а от 1,5 до 2 лет малыш уже должен начать связывать их в несложные фразы. Если у вашего ребёнка наблюдается сильное отклонение от нормы: в 2 года он молчит, как рыба, а в 4 продолжает говорить на «китайском», нужно обязательно посетить логопеда. Сегодня мы сами решили сходить к нему и узнать, как же обстоит дело с речью у детей в нашем городе.

Мария Анатольевна Васина ‒ учитель-логопед ГБОУ СОШ №10 СП детский сад «Березка», педагогический стаж 8 лет.

логопед

‒ К огромному сожалению, проблемы с речью у современных детей встречаются очень часто. Например, в группе из 23 человек 16 деткам требуется помощь специалиста. Поэтому я настоятельно рекомендую всем родителям внимательно относится к своим детям и вслушиваться в то, как они говорят. Часто мы привыкаем к их речи и всё понимаем практически без слов, однако, если посторонний человек не может разобрать его «китайский», значит, дефект речи явно присутствует и над ним нужно работать.

Процесс формирования речевого аппарата очень сложный и начинается ещё в утробе матери, поэтому уже во время беременности нужно внимательно прислушиваться к тому, что советует ваш врач, вести здоровый образ жизни (табак и алкоголь оказывают на ещё не родившегося ребёнка очень негативное влияние). Немаловажное значение имеет и сам процесс родов, если он был тяжёлым, то велика вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с речью, добавьте сюда и перенесённые заболевания. Именно поэтому в таком вопросе, как речь, нельзя упускать время, впоследствии, чтобы научить ребёнка правильно говорить придётся приложить немало усилий. Например, чтобы научиться выговаривать звук «Р» его нужно повторить 60 тысяч раз. Цифра огромная, понятно, что за 15 минут занятий в день логопед просто не сможет этого сделать, поэтому помогать ребёнку должны в первую очередь родители, строго выполняя все рекомендации специалистов. Очень часто они их просто игнорируют, а потом ждут положительного результата.

За годы работы мне часто приходилось слышать от родителей что-то вроде: «Прихожу с работы, сил нет. Включаю ребёнку мультики или даю планшет, только бы меня не трогал». Понятно, все мы устаём на работе и хотим отдохнуть, но что мы тогда ждём от ребёнка. Для гармоничного роста и развития ему просто необходимо общение, и не только со сверстниками и педагогами, но и со своими родителями. Совместные прогулки на свежем воздухе, чтение книг, различные игры – всё это не просто подарит вашему ребёнку массу положительных эмоций, а ещё и поможет обогатить его речь новыми словами. Конечно же, огромное значение в данном случае играет чтение книг. Читая вслух, делайте это выразительно, с расстановкой, дети плохо усваивают быструю монотонную речь, зато очень хорошо запоминают эмоционально окрашенные высказывания любимых персонажей.

Говорите правильно и дети будут повторять за вами!

Грамотная речь – одна из составляющих успешной жизни каждого человека, помните, что во многом она зависит от того, как разговаривают в семье, где растёт ребёнок. Если родители не умеют правильно выражать свои мысли и говорят на «китайском», то не стоит ждать от детей чего-то другого.

ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ОТ НАШЕГО ЛОГОПЕДА

1. Чаще ведите беседы со своими детьми в любой ситуации, когда идете в магазин, в детский сад поговорите о погоде, времени года, части суток и т.д. Ведь ребенок может делать два дела одновременно ‒ идти и говорить.
2. Обращайте внимание на то, как вы задаете вопросы, и как вам отвечает ребенок. Стройте сложные и правильно построенные предложения. Если у вашего ребенка предложение короткое, то у вас оно должно быть длиннее на несколько слов.
3. Больше читайте стихи, загадывайте загадки, рассказывайте сказки. Далее пусть ребенок вам или кому-то пересказывает, или объясняет, как он отгадал загадку. 
4. Старайтесь обогащать словарный запас ребёнка. Например, ребенок говорит «это медведь» учите его говорить «это бурый медведь» и т.д.
5. Все занятия проводите в игре. Ведь игра ‒ это самостоятельная деятельность, где дети начинают общаться со сверстниками. Играйте с детьми в настольные, пальчиковые игры, которые сопровождаются движениями.
6. Учите ребенка отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Например, кого ты видишь на картине? Я вижу на картине кошку с котятами.
7. Помните, если ребенок «не говорит», не ждите, что он заговорит сам. Или как мамочки любят говорить «у нас папа молчал до пяти лет, а потом заговорил». Обязательно идите к специалисту.

 

Случайное объявление