ЦЕНЫ НА ЛЕКАРСТВА РАСТУТ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

72

Цены на лекарства, как и на другие товары, растут пугающими темпами – с начала этого года большинство препаратов в российских аптеках подорожали в среднем на 15%. А стоимость на некоторые самые дешевые медикаменты подскочила в несколько десятков раз.

Этот жестокий марафон не останавливается, и, пока правительство решает вопрос о целесообразности возрождения государственных аптек, некоторые аптечные сети объявили, что сами готовы пойти навстречу болеющим и заморозить цены на жизненно важные лекарственные препараты.

 

С вопросом о том, поможет ли создание государственных аптек и замораживание цен на лекарства стабилизировать ситуацию и остановить рост цен, мы обратились к специалисту – владельцу крупной аптечной сети Самарской области.

В настоящее время рассматриваются возможные меры по стабилизации ситуации на рынке лекарств, в том числе и создание государственных аптек. Предполагается, что лекарства в них продаваться будут по ценам ниже рыночных.  Считаете ли Вы создание сети государственных аптек выходом из сложившейся ситуации?

– Раньше все аптеки были государственными. Начиная с 90-х годов, многие государственные аптеки стали преобразовываться в коммерческие. На то время в Самарской области насчитывалось 295 аптек. Так, одна аптека приходилась на 7-15 тысяч жителей. В настоящее время в Самарской области около 1500 тысяч аптек, т.е. одна аптека приходится на 2 тысячи населения.

Тогда, в 90-е годы, когда начался рост числа аптек, отношение со стороны государства к ним было во многом, как к учреждениям здравоохранения. Аптекам разрешалось работать на льготной системе налогообложения. Более того, в Самарской области не было регулирования наценки на лекарственные препараты, как в других областях. И это не сказывалось на конечной цене, цены у нас были не выше чем в других регионах, рынок сам себя регулировал.

В 2010 году был введен перечень жизненно важных препаратов, цены на которые были ограничены. Туда вошло 5000 наименований, а это примерно половина всего ассортимента аптек. Это стало ударом и для производителей, и для оптовиков, и для розничного рынка. А в 2011 году были отменены все льготы по налогообложению, которыми ранее владели аптеки. И если частные аптеки имели возможность предпринять какие-то меры по оптимизации своей деятельности, то государственные аптеки этого права были лишены. Помимо прочего, на них была возложена обязанность льготного обеспечения населения лекарственными средствами, они должны были продавать наркотические, психотропные препараты, а это обязывало соблюдать целый перечень требований к оснащению аптечного помещения. Например, необходимо было установить специальную дверь особой прочности, многоуровневую сигнализацию, решетки и пр.Прибыль не покрывала возросшие затраты. Всё это в конечном итоге привело к разорению государственных аптек.

И сегодня, к сожалению, нет законодательной базы для того, чтобы возродить сеть государственных аптек, которые смогли бы работать на определенном уровне рентабельности.

 

– Недавно некоторые аптечные сети выступили с инициативой замораживания цен на определенные лекарства из перечня жизненно важных препаратов. На Ваш взгляд, реально ли остановить рост цен таким образом? Не приведут ли подобные меры к дефициту лекарственных средств на аптечных прилавках?

– Цены на лекарства из перечня жизненно важных и так практически не меняются последние 4 года. Если у отечественного производителя есть возможность один раз в год обратиться в министерство с просьбой поднять цену на 5,5 % на препарат в связи с ростом расходов, то у импортных производителей такой возможности нет. Поэтому производители импортных лекарств из перечня жизненно важных будут вынуждены решать, оставаться им на российском рынке или уходить.

Также для оптового и розничного звена установлен размер предельно допустимой наценки на лекарства из этого перечня. Так, аптека на лекарственный препарат стоимостью до 50 рублей за упаковку не может устанавливать наценку выше 37%, при стоимости препарата от 50 до 500 рублей – не более 32% и при стоимости лекарства свыше 500 рублей – наценка не должна превышать 27%. И у оптовиков тоже существует определенный уровень наценки, превышать которую недопустимо. Однако статистика показывает, что максимальной наценкой практически никто не пользуется.

С другой стороны, часто приходится сталкиваться с тем, что некоторые аптечные сети продают лекарства по демпинговым ценам. Например, какой-то препарат должен стоить 200 рублей, а его продают за 120. Возникает вопрос, как такое может быть. Тут уже стоит задуматься, что это за препарат, как он попал на прилавок и т.д. Ассоциация фармацевтов России обращалась в правительство с инициативой установить помимо максимальной наценки, ещё и минимальную. Это позволило бы ограничить нечестную конкуренцию и не допустить попадания на аптечные прилавки некачественных лекарственных средств. Однако, эта инициатива не была поддержана.

 

– По официальным данным, рост цен на лекарства с начала года в российских аптеках составил 12-15%.  В реальности же некоторые препараты, особенно дешевого ценового сегмента подорожали в несколько раз. Так, например, цена на «Нафтизин», капли для носа отечественного производства, выросла в несколько раз. Если летом 2014 года его можно было купить за 5-6 рублей, то сегодня цена на него составляет 30-50 рублей. На Ваш взгляд, с чем связан такой рост цен на данные препараты?

– В соответствии с российским законодательством производители не могут повышать цены на лекарства из перечня жизненно важных. Производство этих лекарств становится невыгодным, а зачастую даже убыточным, для производителя. Чтобы компенсировать свои убытки, производители вынуждены повышать цены на те лекарства, которые не входят в перечень жизненно важных, и наценка на которые никак не регламентируется государством. То есть, если бы производитель мог планомерно повышать цены на жизненно важные препараты, то и цены на остальные лекарства не выросли бы так ощутимо. Вот и получается, что покупатель, приобретая лекарство, не входящее в перечень жизненно важных, как «Нафтизин», например, компенсирует производителю те убытки, которые он несет, не имея возможности повышать цены на препараты из перечня. Это необходимое условие выживания для производителя, в противном случае он просто перестанет существовать, а покупатель останется без выпускаемых им препаратов. Поэтому эти цены можно назвать объективными в сложившейся ситуации.

 

СПРАВКА

Как государство регулирует цены на лекарства в России

В нашей стране государство регулирует цены на медикаменты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). С этого года перечень был обновлен (впервые за последние 5 лет) – в него включили более 50 новых препаратов, и сейчас в списке лекарств с регулируемыми ценами 608 пунктов.

В государственном реестре фиксируется отпускная цена производителя лекарства – отечественного фармзавода или иностранной компании-поставщика импортных лекарств. Затем в регионах устанавливается фиксированная оптовая надбавка и фиксированная розничная надбавка к оптовой.

Торговые надбавки разные в каждом регионе: чем дальше от Москвы, тем надбавка выше. Самые высокие розничные наценки – под 100% – на Чукотке. Также размер надбавки варьируется в зависимости от ценовых категорий лекарств. В среднем в центральной части России надбавка составляет 15 – 16%.

Больше половины – 67% лекарств в перечне ЖНВЛП производятся в России.

Случайное объявление