О СВОЕМ УЧАСТИИ В ОБОРОНЕ СТАЛИНГРАДА РАССКАЗАЛ ВЕТЕРАН ВОВ СЕМЕН ИВАНОВИЧ СУДАРИКОВ

99

Я думал, что уже никогда не надену солдатские сапоги, ведь меня освободили от несения военной службы по состоянию здоровья – сильное плоскостопие, но судьба распорядилась иначе. 14 мая 1941 года призвали всех. Я тогда был в Ленинграде. Погрузили на баржу и повезли. Куда? Бог его знает, нам тогда ничего не говорили, – с улыбкой начал свой рассказ ветеран ВОВ, участник боёв под Сталинградом Семён Иванович Судариков. Несмотря на возраст (93 года) и тяжёлые испытания, через которые ему пришлось пройти, наш герой и сегодня не теряет бодрости духа и готов долго и живо рассказывать о своей жизни.

На свой 90-летний юбилей папа задорно плясал под современную музыку, чем немало удивил не только многочисленных гостей, но и много видавшую тамаду. В 80 лет он сам в Баку к родственникам ездил. У папы трое детей, 6 внуков и 7 правнуков, скоро праправнук родиться должен, – поделилась достижениями ветерана его дочь Валентина Семёновна.

Семён Иванович родился 1 сентября 1921 года в Татарстане в семье, как тогда принято было считать, зажиточного крестьянина: в хозяйстве были 2 лошади, корова и овцы. В 1929 году семью Судариковых раскулачили, а её главе дали 3 года.

IMG_9754

Тяжело нам тогда пришлось, по миру ходили, милостыню собирали. Поэтому учиться мне особо не пришлось, – смущенно продолжил свой рассказ ветеран.– В армии я попал в артиллерию. В декабре 1941 года нас посадили на поезд и отправили в Воронежскую область в город Острогорск. С месяц мы там простояли, ожидая технику. Помню, первый раз направили нас под Сталинград, а у нас из оружия только лопата, да противогаз. Попался нам навстречу генерал, подозвал старшего, а у него самого из оружия только наган и был. Приказал нам генерал разворачиваться и назад идти. Так и вернулись мы в Острогорск. 

А летом 42-го года, я тогда наводчиком был, только 2 выстрела сделали, первый танк подбили, тут сверху бомбить стали. Я командую: «Заряжай!», оборачиваюсь, а вокруг нет никого. Сам зарядил. Выстрелил. Подбил или нет, не знаю. Оглушило меня. Очнулся и в лес уполз. Потом слышу шаги, думал немцы, сжал автомат покрепче и думаю: «Хоть одного, да убью». А тут слышу, речь русская, потом и подвода показалась, а на ней наш политрук без ноги. Всю ночь шли, добрались до города Калач. Там стали нас вновь собирать, кто в живых остался, от нашего 109 полка знамя осталось, а из людей практически никого. Собрали и опять под Сталинград. Помню бои за железнодорожный вокзал, очень бы хотелось на него посмотреть, да после войны не пришлось как-то.

Как я уцелел и сам не знаю, из 4-х братьев только я остался, один под Ленинградом погиб, второй под Орлом, а третий на Эльбе. Мама у меня беженка была с Польши, набожная очень, отец её тогда с дочкой взял, у самого жена померла, а троих сыновей поднимать надо. Молилась она за меня очень, вот Бог и сохранил.

Когда под Сталинградом бои утихли, нас дальше направили. Перешли мы через Днепр, из нас 45-ю бригаду сформировали, так в составе этой бригады мы прошли Молдавию, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию. Там мы Победу встретили, только никто нам не сказал даже, что война закончилась, а начали потихоньку назад отводить. Потом мы по слухам поняли, что мы победили.

Демобилизовался я в1946 году и поехал в Шлиссельбург, что под Ленинградом, подруга у меня там была. Да только не стало её – полицаи повесили, она комсомолкой была. Куда мне дальше ехать я не знал, друзья много куда звали, да врачи посоветовали на юг ехать, а тут сослуживец из Баку к себе позвал. Я и поехал.

До 1992 года там жил. Свою судьбу – Клавдию встретил, без 2-х месяцев 60 лет с ней прожили, она тоже участница войны была, склады с оружием в Грузии охраняла. А когда армяне с азербайджанцами воевать начали, мы решили вернуться в Россию. У меня брат на Кряже под Самарой жил, к нему и перебрались. А потом в Чапаевске жильё купили. Когда приехали сюда, то соседи нас ругали, всё жену пугали, что экология плохая. Да уж сюда приехали, здесь и помирать будем, – закончил своё повествование Семён Иванович.

Ветеран имеет немало наград за заслуги перед Родиной, среди юбилейных есть и Орден Отечественной войны II степени, медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За оборону Сталинграда»,  «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». Сколько километров пришлось пройти в этой жизни нашему герою и не сосчитать, но, несмотря ни на что, он до сих пор надеется, что ему всё-таки удастся побывать в Сталинграде и своими глазами увидеть железнодорожный вокзал, Мамаев курган и Родину-Мать, изображение которой он каждый день видит на сувенире, привезенном ему внуком.

Случайное объявление